Северо-Запад / Эксклюзив 17 августа 2015 г. 09:00

Хореограф Б.Эйфман: "Хотелось бы отметить 40-летие нашего театра в новом Дворце танца"

Хореограф Б.Эйфман: "Хотелось бы отметить 40-летие нашего театра в новом Дворце танца"

Театр балета Бориса Эйфмана открыл новый сезон в июле. Уже в августе труппа выступит перед петербуржцами со знаменитыми постановками "По ту сторону греха", "Реквием" и "Евгений Онегин". В планах балетмейстера подготовка новых версий спектаклей "Красная Жизель", "Чайка" и "Чайковский". О планах на новый театральный сезон, а также о работе Академии танца и перспективах строительства Дворца танца в интервью агентству "Интерфакс" рассказал хореограф Борис Эйфман.

- Борис Яковлевич, театр открыл новый сезон в июле гастролями в Израиле, но первая встреча труппы с петербургской публикой состоится только в августе. Как прошел израильский тур и какую программу вы представите петербуржцам?

- В конце июля мы гастролировали в Тель-Авиве на сцене Центра исполнительских искусств, где показали премьеру этого года балет "Up & Down" по роману Фицджеральда "Ночь нежна" и спектакль "Роден", который местные зрители уже знают и любят. Труппу всегда очень тепло встречают в Израиле, но в этот раз прием был просто невероятным. Организаторы даже попросили провести дополнительный спектакль – настолько высок оказался интерес. По окончании гастролей зрители благодарили нас, присылали свои отзывы через интернет. Мне особенно запомнилось сообщение, завершающееся словами: "После такого хочется верить в добро". Рад, что наше искусство востребовано в мире и способно находить путь к людским сердцам.

С петербуржцами мы встретимся 20-22 августа. В Александринском театре труппа покажет балеты "По ту сторону греха", "Реквием" и "Евгений Онегин". За время летнего отпуска мы успели соскучиться по петербургской публике, и, я знаю, это взаимно.

- В сентябре театр представит в Петербурге новую версию балета "Красная Жизель". Расскажите, что нового будет в этой версии? В чем ваше личное переосмысление спектакля? Почему вы решили переработать этот балет?

- Спектаклю "Красная Жизель", рассказывающему о трагической судьбе гениальной русской балерины Ольги Спесивцевой, почти двадцать лет. Это всего лишь вдвое меньше, чем существует наш театр. За прошедшие годы изменились пластический язык и арсенал выразительных средств труппы, сделали огромный шаг вперед сценические технологии. А главное - мы прошли концептуальную эволюцию, выработали новые идеи развития психологического балетного искусства. Года два года назад "Красная Жизель" исчезла из репертуара театра. Так происходит со многими старыми спектаклями, потому что своей сцены у нас нет, а создавать новые постановки и параллельно сохранять прежние работы очень сложно.

Я не стал восстанавливать "Красную Жизель" в первоначальном виде, а переосмыслил ее, поскольку по своей природе являюсь искателем и экспериментатором, не реставратором. Я стремлюсь к тому, чтобы балеты, которые мы сегодня показываем зрителю, не прекращали свое движение к совершенству и в полной мере отражали современные возможности нашего театра. Зрители, смотревшие "Красную Жизель" в 1990-х или 2000-х годах и собирающиеся посетить сентябрьскую премьеру, увидят новую хореографию. Пластические изменения позволили мне более полно раскрыть внутренний мир главных героев. Кроме того, мы целиком обновили сценографию постановки, изготовили новые костюмы и декорации. Поэтому сценический облик спектакля также будет более гармоничным.

- Осенью театр покажет "Up&Down" на Новой сцене Большого театра. Пару слов об этих гастролях. Каково работать на этой площадке? Есть какая-то специфика?

- В творческом содружестве с фестивалем "Черешневый лес" мы представили на Новой сцене Большого театра уже три премьеры: "Роден", "По ту сторону греха" и "Реквием". Очень рад, что в этом году добрая традиция будет продолжена и москвичи вслед за петербуржцами, парижанами и ньюйоркцами увидят балет "Up&Down".

Выступление в главном театре страны – серьезное испытание, которое нужно с честью выдержать. Но это и огромная радость, ведь в Москве у нас множество друзей и преданных ценителей. Я глубоко признателен организаторам "Черешневого леса", благодаря которым у театра есть возможность регулярно представлять свое искусство столичному зрителю.

- В начале следующего года вы приступите к съемкам фильма-балета "Up&Down". Расскажите, что это будет за фильм?

- За последние пять лет мы сняли 4 фильма-балета. Подчеркну: не записали на пленку "живые" спектакли, а создали их самодостаточные киноверсии. В съемках участвовали известные российские и зарубежные кинематографисты, работавшие с такими признанными мастерами, как Дзеффирелли и Сокуров. Уже вышли на DVD "Анна Каренина", "Евгений Онегин" и "Роден". Совсем недавно был завершен монтаж фильма "По ту сторону греха". Мы занимаемся переносом своих постановок на экран, чтобы, во-первых, сохранить их для истории, а во-вторых, сделать наш репертуар доступнее для тех, кто лишен возможности приходить на спектакли театра. Съемки фильма-балета "Up&Down" - непростой, но безусловно интересный проект. Мы должны найти киноязык, который одновременно позволит передать безудержную энергетику века джаза и изобразить погружение в самые темные глубины подсознания главных героев.

- В течение сезона театр, как обычно, будет много гастролировать. В какие страны поедете в этом и следующем году, что будете показывать?

- В октябре состоятся наши гастроли в Германии, а в ноябре труппа поедет в Китай с "Анной Карениной" и будет гастролировать там почти целый месяц. Выступим в Пекине, Шанхае, других крупнейших городах. За 38 лет существования театр еще не проводил в Китае таких масштабных гастролей. В декабре труппа в течение двух недель будет выступать в Турине со специальной рождественской программой. В сопровождении итальянского оркестра мы представим балеты "Анна Каренина" и "Евгений Онегин". В 2016 году посетим Грецию, Испанию, Венгрию, Австрию и другие страны. Кроме того, следующей весной должны состояться гастроли театра по России. Наше искусство смогут увидеть зрители тех городов, куда мы не приезжали уже достаточно давно.

- В день вашего юбилея, 22 июля 2016 года, в Петербурге покажут переосмысленную версию спектакля "Чайка". Расскажите немного об этом балете и вашем переосмыслении его.

- "Чайка" - пластическая интерпретация чеховской пьесы, балет о творческих исканиях и внутренних муках художников. Его премьера, состоявшаяся в 2007 году, посвящалась 30-летию нашего театра. Это действительно важнейшая для меня работа, затрагивающая ключевые вопросы искусства. И я решил, что будет логичным шагом показать в день своего юбилея возрожденную и переосмысленную "Чайку".

Не стану сейчас подробно рассказывать о новой версии. Все-таки сначала мы должны выпустить "Красную Жизель", а также возродить еще один легендарный спектакль – балет "Чайковский", посвященный жизни и творчеству композитора. Надеюсь, зрители увидят его новую редакцию в феврале следующего года. Сезон 2015-2016 годов театр посвятит возрождению и совершенствованию знаковых спектаклей своего репертуара, основанных на наследии классической русской культуры.

- Академия танца откроет свои двери для детей уже в третий раз. Сколько в этом году набрали детей, как проходил отбор? Как проходит учебный процесс?

- В 2015 году мы приняли в Академию 50 человек. Мои помощники проехали практически всю страну и провели серьезную работу по поиску талантливых детей. Просмотры проходили безостановочно на протяжении учебного года. В нашей балетной школе огромный конкурс и очень высокие требования к претендентам. Но и условия для воспитанников здесь созданы изумительные. Дети, которые уже учатся в Академии, делают первые заметные шаги в балетном искусстве: участвуют в спектаклях нашего театра, ездят на гастроли, выступают на конкурсах.

Я планирую осуществить постановку балета "Щелкунчик", который будут танцевать воспитанники Академии и артисты моей труппы. Мечтаю, чтобы именно этим спектаклем открылся Дворец танца. Сейчас же очень важно сохранить и укрепить в наших детях любовь к балету и сцене. Без этого мы не сможем подготовить новое поколение танцовщиков экстра-класса.

- В ближайшее время должно начаться строительство зданий высших судов и Дворца Танца. Известно ли вам, как проходят подготовительные работы? Когда действительно начнется строительство и успеют ли сдать Дворец, как предполагалось, к вашему юбилею?

- На данный момент лично я не готов сказать, когда будет вбита первая свая. Не зря говорят: в России нужно жить долго, чтобы чего-то дождаться. Тем более, наивно называть конкретные сроки окончания работ. Я ни секунды не сомневаюсь в том, что Дворец, как и обещал наш президент, построят. Верю, это произойдет не в абстрактном, а в конкретном будущем. Конечно, я был бы не прочь узнать, сколько еще сезонов наша труппа, создающая уникальный и конкурентоспособный балетный репертуар, пробудет бездомной. Ведь так хочется встретить 40-летие театра (2017 год — ИФ) в стенах Дворца.