Петербургский государственный драматический театр "Приют комедианта" в этом году отмечает 30-летие со дня основания. О том, какие постановки покажут на сцене театра в юбилейный год, охотно ли зрители идут на экспериментальные спектакли и мешает ли театру цензура, рассказал в интервью информационному агентству "Интерфакс Северо-Запад" художественный руководитель "Приюта комедианта" Виктор Минков.
- Виктор Михайлович, расскажите об этапах становления театра "Приют комедианта".
- Театр "Приют комедианта" полностью оправдывает свое название. Наша цель – давать, прежде всего, "приют" талантливым людям. Здесь они могут воплотить в жизнь идеи, которые им сложно реализовать в тех театрах, где они работают, где у них лежит трудовая книжка. Любой театральный организм – под стать человеческому. На мой взгляд, 30 лет – это уже не юность. Это такой возраст - еще, безусловно, молодой, - когда наступает определенное взросление, иное отношение к своей жизни.
Конечно, важнейший этап – это основание нашего театра. Юрий Томошевский, замечательный артист, основал театр в 1987 году, но в те годы это был театр одного актера. Это был театр моноспектаклей. Изначально моноспектакли были только его, игрались они в маленьком подвальчике на улице Гоголя. Тогда еще не было Малой Морской, улица называлась улицей Гоголя.
В те годы в обществе появились новые веяния, новые ощущения, и театры рождались как грибы. Как грибы, правда, они потом и уходили. По сути, из театров, которые рождались в те годы, устойчивыми стали три: это "Приют комедианта", "Санкт-Петербург Опера" и театр "Зазеркалье".
После этапа театра одного актера возникла практика приглашения других артистов – также на моноспектакли. Например, можно вспомнить моноспектакли замечательного народного артиста Игоря Волкова из Александринского театра или сольные концерты Елены Камбуровой, или блестящий моноспектакль "Немая сцена" Сергея Дрейдена.
Следующий этап – это наша жизнь на Садовой улице. В 1990-е годы при поддержке деятелей культуры мэр Петербурга Анатолий Собчак отдает нам помещение на Садовой улице. В те не самые хлебные годы мы восстановили это пространство и начали работать по-новому. То, что мы ставили в подвальчике на улице Гоголя, не совсем актуально смотрелось в новом интерьере. Это обстоятельство дало толчок для дальнейшего развития "Приюта комедианта", который стал делать более масштабные вещи, нежели делал раньше.
В 2000 году мы ввели новую систему работы. "Приют комедианта" стал первым в России государственным репертуарным контрактным театром. До этого в театре была небольшая труппа, но в 2000 году эту труппу я распустил, с тех пор мы живем по иной системе. Таких театров в России всего два: это наш театр в Петербурге и "Театр наций" Евгения Миронова в Москве. Это значит, что на каждую постановку приглашается режиссер, и уже совместно мы определяем актерскую команду, которая будет творить и трудиться над проектом.
Одним из важнейших в нашей театральной истории стал спектакль "Pro Турандот" Андрея Могучего, другой "этапный" спектакль – "Лир" Константина Богомолова.
- С каким "амплуа" пришел театр к 30-летию после этих этапов развития?
- Приближение к 30-летнему возрасту театра – это приближение к осмыслению того, что же такое театр "Приют комедианта". По-прежнему мы авантюрны. Рискованны – да, безусловно. Но мы уже имеем и более устоявшуюся программу. Во-первых, это театр, где я бы хотел видеть высокую комедию. Высокая комедия для меня – это не "театр-ржач". Для меня это театр, где ты можешь смеяться и плакать, где твоя голова соприкасается с твоей душой. Мне нравится умный театр. Для меня это синоним высокой комедии.
Во-вторых, мы всегда даем возможность молодым режиссерам ставить спектакли, реализовывать себя. Третья важная составляющая жизни современного "Приюта комедианта" - это подбор пьес для постановки. Репертуар, жанровое направление театра и режиссура – это те три кита, на которые мы опираемся в театральной жизни.
- Что нового увидят зрители в юбилейный год?
- Если говорить о планах, то мы, к примеру, ждем постановку известного московского режиссера Марфы Горвиц. Ее спектакль "Золушка" участвовал в "Золотой маске", совсем недавно вышел ее спектакль "Мой внук Вениамин" с Лией Ахеджаковой. Она начала ставить у нас спектакль по пьесе Виктора Розова "С вечера до полудня". Это история 1960-х годов, она очень трогательная, трепетная. На мой взгляд, это та высокая комедия, которая нужна нашему театру.
Режиссер Василий Сенин, ученик Петра Фоменко, ставит спектакль по рассказам Михаила Шукшина.
Молодой, но уже очень известный режиссер Максим Диденко ставит на нашей сцене "Собачье сердце" Михаила Булгакова. В главной роли – народный артист России, артист МХТ им.Чехова Николай Чиндяйкин. Он сыграет профессора Преображенского. На мой взгляд, сегодня это очень актуальное произведение. И с каждым днем все более и более. Посмотришь вокруг – шариковых и швондеров столько откуда-то взялось, это что-то удивительное!
Блистательный балетмейстер Сергей Грицай будет делать спектакль по поэзии Марины Цветаевой, а в главной роли впервые на нашу сцену выйдет Сергей Мигицко.
Другой блистательный балетмейстер – Юрий Смекалов – поставит на нашей сцене балет, в котором примут участие премьеры Большого и Мариинского театров.
- В прошлом году завершилась капитальная реконструкция помещений "Приюта комедианта". Что-то изменилось в театральной жизни с обновлением интерьеров?
- Действительно, город вложил немалые средства в реконструкцию, но это инвестиции в культуру города. Мы хотим реализовать то громадье планов, которое у нас намечено. Помимо спектаклей мы хотим проводить и кинофестивали, и конференции, и творческие вечера. Например, в конце февраля мы проведем крупную конференцию "Российские и европейские театры в эпоху глобальных перемен". Мы примем руководителей девяти национальных театров Европы, будут и наши коллеги из Москвы и Петербурга. Театр "Приют комедианта" должен стать тем местом, куда можно прийти не только вечером на спектакль, но и днем, скажем, на общественную дискуссию или ретроспективу постановок. Это должен быть дом искусства, где людям будет интересно.
- Вы сказали о желании делать "умный театр", а зрителей сегодня это привлекает?
- Я считаю, что публика, аудитория сама по себе умная. Не надо считать публику дурой. В мир безумного количества информации, которая поступает к нам из самых разных источников, конечно, публика изменилась. Я бы хотел, чтобы наши зрители, прежде чем купить билет, сначала поинтересовались, на что именно они идут: классическая это постановка или авангардное, нетрадиционное воплощение произведения. Для этого есть все возможности: можно прочесть отзывы, поинтересоваться у тех людей, которые уже посмотрели постановку. Часто у меня спрашивают, что такое хороший спектакль. Для меня хороший спектакль – это когда половина публики кричит "Браво!", а половина готова растерзать постановщиков. Главное – чтобы не оставалось равнодушных. Ведь отрицательные эмоции – это тоже эмоции, и очень серьезные.
Сегодня зритель больше ищет классических трактовок, чем эксперимента. И больше ищут таких постановок, которые позволят расслабиться, отдохнуть, потому что в жизни каждого хватает бед и огорчений. Но я уверен, что любую публику надо воспитывать. Совсем не факт, что то, что ты не воспринял сразу, не будет близко тебе.
- Цензура в театре сегодня присутствует?
- Главный мой цензор в театре – это я сам. Это дело внутреннего вкуса, воспитания и так далее. Я принимаю абсолютно любой театр, в этом смысле я абсолютно свободный человек. Но если бы мне что-то запрещали, - хотя с таким я не сталкивался, - то, думаю, я бы пошел на конфликт из-за этого.