"Балтийский лизинг" на фоне ограничений, связанных с коронавирусом, и ухудшения экономической ситуации зафиксировал отклонение от плановых показателей в мае и апреле текущего года, однако уже в июне отмечает тренд на восстановление спроса в тех секторах, где работает компания. О перспективах бизнеса, прогнозах развития рынка и 30-летнем юбилее компании в интервью агентству "Интерфакс Северо-Запад" рассказал коммерческий директор "Балтийского лизинга" Владимир Наймарк.
- Владимир Петрович, каковы предварительные показатели объема нового бизнеса "Балтийского лизинга" по итогам I полугодия, в частности по итогам II квартала?
- В I квартале объем нового бизнеса достиг 16 млрд рублей, что примерно на четверть больше, чем за аналогичный период прошлого года: в январе-марте мы заключили порядка 5 тыс. сделок. Конечно, в апреле-мае произошла определенная просадка, думаю, второй квартал мы выполним примерно на 75-80% от плана. Учитывая этот показатель и перевыполнение плана за первые три месяца 2020 года на 10%, думаю, совокупный результат I полугодия будет примерно на 10% ниже плана. Сейчас спрос начал восстанавливаться, мы вышли на плановые показатели заключения сделок.
- Какова структура сделок?
- Около 60% сделок – это колесная техника, 20% - строительная и дорожно-строительная техника, оставшиеся 20% - оборудование и прочие виды техники. Перевыполнение плана в январе-марте во многом было связано с тем, что многие компании стремились купить технику по ранее зафиксированным ценам, так как уже началось снижение курса рубля. В конце марта текущего года мы увидели взрывной рост продаж, связанный как раз с ожидаемым резким ростом стоимости техники. Обратной стороной явилось то, что многие предприятия сделали паузу в покупках техники под заказ, а не той, которая уже стоит на складах, - они не понимали, по какому окончательному курсу пришлось бы оплачивать эту валютную поставку, особенно если она отложена на период от месяца до полугода. Останавливались даже те сделки, где все было готово к подписанию. Уровень спроса в этом случае не снизился, просто представители бизнеса предпочли взять паузу.
- На какие сегменты лизинга особенно повлияла ситуация с коронавирусом, снижением нефтяных котировок и колебанием валютных курсов?
- На лизинг в тех секторах, которые больше всего пострадали от введенных ограничений – туризм, ресторанный бизнес и другие. Если говорить только о колесной технике, согласно данным Russian Automotive Market Research, в апреле 2020 года на ее приобретение было заключено около 4 тыс. договоров финансового лизинга, что на 72% меньше показателя апреля 2019 года. В настоящее время этот сегмент тоже восстанавливается, причем даже быстрее, чем другие. Более-менее стабильной была сфера дорожного и коммунального хозяйства, так как в ней задействовано в основном бюджетное финансирование в рамках федеральных и региональных программ строительства и содержания дорожной инфраструктуры.
- Не повысился ли на фоне роста востребованности курьерских услуг спрос на лизинг LCV?
- Действительно, все видели рост востребованности курьерских услуг. Но в этот же период "на приколе" стояло множество машин каршеринга и такси, поэтому те, кому нужно было оказывать курьерские услуги, пошли по пути привлечения к работе такого неиспользуемого транспорта. Другими словами, произошло перераспределение спроса, и эти машины пошли в развозку, а увеличения спроса на лизинг именно в этом сегменте не было.
- Участились ли во II квартале просрочки и невыплаты по лизинговым платежам, какие способы урегулирования ситуаций предлагал "Балтийский лизинг" в таких случаях?
- Мы не стали ждать вала неплатежей и нуждавшимся в поддержке клиентам предложили два решения. Первое – отсрочка лизинговых платежей за апрель и май без штрафных санкций. Таким предложением воспользовались около 10% клиентов, и примерно 90% из них внесли платежи в конце мая. При этом клиенты, договоры с которыми формируют примерно 1% нашего портфеля, попросили о реструктуризации - это второй вариант, более трудоемкий и сложный. В этом случае реструктуризация делалась только когда у клиента и до кризиса была хорошая платежная дисциплина. Все эти меры позволили сохранить показатели по дебиторской задолженности на достаточно хорошем уровне: она, конечно, подросла, но поскольку у компании была очень низкая база дебиторской задолженности в докризисный период, сегодня это абсолютно приемлемый показатель, не представляющий финансовых опасений и угроз для стабильности «Балтийского лизинга».
- Какие инструменты и программы для роста нового бизнеса в текущих условиях предлагает или планирует предложить "Балтийский лизинг"?
- Компания является провайдером госпрограмм поддержки по линии Минпромторга РФ в части колесной, дорожно-строительной и специальной техники, они актуальны для наших клиентов. В настоящее время объемы финансирования по этим программам увеличены, расширены возможности участия в них. Поддержка выражается в субсидировании авансового платежа для лизингополучателя в размере 10-15%, что является серьезным подспорьем как для производителей российской техники, так и для покупателей. Впрочем, действующего лимита этих программ хватит примерно на месяц или два, но, возможно, правительство РФ примет решение об увеличении их финансирования и пролонгации. Что касается инструментов, то один из них, активно используемый "Балтийским лизингом" как раз в период пандемии – заключение сделок в электронном виде. Задолго до начала эпидемии мы провели первую подобную сделку, и сейчас, когда уже появилась возможность "физического" подписания, значительное число договоров по-прежнему подписывается удаленно. Я думаю, что за этим будущее.
- Пересматривал ли "Балтийский лизинг" свои среднесрочные или долгосрочные планы развития в связи со сложившейся экономической ситуацией или считает, что рынки ждет лишь относительно краткосрочный негативный эффект?
- Пока мы не пересматривали планы, так как неясно, насколько стабильным будет восстановление спроса. Вероятно, вопрос возможного пересмотра встанет чуть позже. Впереди еще полгода, но сможем ли мы наверстать отставание и выполнить плановые показатели, пока сказать сложно. Наверное, полностью рынок не восстановится, и, по моему осторожному прогнозу, возможно проседание в диапазоне до 10%. Если говорить в целом, то было бы неплохо, если бы в 2020 году лизинговая отрасль показала результат удачного 2019 года. В данном случае многое зависит от скорости восстановления двух отраслей – железнодорожных и авиационных перевозок: чем активнее они будут расти, тем больше будет лизинговых сделок по приобретению самолетов и вагонов, и тем выше будет суммарный результат всей лизинговой отрасли. Есть основания полагать, что автоперевозки будут восстанавливаться еще быстрее этих секторов, но насколько долгосрочным будет такой эффект - неизвестно, ведь пока непонятно, сколько предприятий будет ликвидировано или обанкротятся, какое будет общее число "павших" на этом поле.
- На что, по вашему мнению, коммерческие подразделения лизинговых компаний будут делать акцент в своей работе в ближайшее время, и придется ли в каких-либо отраслях искать альтернативу импортной технике?
- Не сказал бы, что кризис резко поменял наши подходы. Катастрофического падения курса рубля – до того уровня, чтобы полностью прекратились закупки импортной техники, - не произошло. Компании ищут российские альтернативы иностранной технике, но при условии, что отечественная техника не хуже и дешевле зарубежных аналогов. В данном случае показателен пример совместной разработки "КАМАЗа" и Daimler – это вполне достойная и конкурентная машина, пользующаяся большим спросом. Но при этом ее появление на рынке не остановило продажи автомобилей Mercedes, Volvo или IVECO или прочих, ведь каждый клиент делает разные закупки под разные задачи.
- В текущем году компании исполняется 30 лет. Как в эти три десятилетия строилась и менялась бизнес-стратегия компании, учитывая ряд произошедших за это время экономических кризисов. Какие ключевые события для "Балтийского лизинга" можно выделить за это время и каковы планы на ближайшее десятилетие, учитывая непредсказуемость российского рынка?
- Я работаю в "Балтийском лизинге" все 30 лет, с 1990 года, прошел кризисы и 1998 года, и 2008 года, и 2014 года, и вот теперь 2020-го. За эти три десятилетия компания из небольшой структуры, которая работала в Петербурге и Ленинградской области, превратилась в федерального игрока, имеющего 74 офиса по всей стране и входящего в десятку крупнейших лизинговых компаний России. "Балтийский лизинг" стоял у истоков лизингового рынка России, и первые законы, документы и механизмы отрасли разрабатывались специалистами нашей компании. Это было чистое поле, белый лист: несмотря на то, что на Западе лизинговый рынок уже был, законодательные базы были совершенно разные, практически все приходилось делать с нуля, и мы даже не могли перенять западный опыт. Сейчас же законодательная база российской лизинговой отрасли уже вполне соответствует мировым стандартам и достаточно хорошо работает.
В стратегии "Балтийского лизинга" была сделана ставка на развитие филиальной сети. Мы стали крупной розничной компанией, у которой клиентская база приближается к 20 тыс. организаций, и это создает определенную стабильность, так как даже провал одного из них не повлияет на весь наш бизнес.