Северо-Запад / Эксклюзив 23 декабря 2013 г. 14:38

Министр образования и науки Мурманской области Н.Карпенко: "Мы полностью ликвидировали очередь в дошкольные учреждения для детей от 3 до 7 лет"

Министр образования и науки Мурманской области Н.Карпенко: "Мы полностью ликвидировали очередь в дошкольные учреждения для детей от 3 до 7 лет"

Новый кабинет министров Заполярья, который сформировала губернатор Марина Ковтун, одной из основных задач считает решение вопросов, связанных с социальной сферой. Региональное правительство уделяет особое внимание заботе о подрастающем поколении юных северян, ставя своей целью не только дать детям возможность получить хорошее образование, но сохранить и укрепить здоровье самых молодых жителей Севера. Все эти функции возложены на министерство образования и науки Мурманской области. О том, как проходит ежегодная кампания по оздоровлению детей и молодежи, каких результатов удалось достичь благодаря региональным программам модернизации дошкольного и общего образования, а также о внедрении электронных дневников и о том, когда Заполярье сможет полностью избавиться от очереди в детские сады, "Интерфаксу" рассказала министр образования и науки Наталья Карпенко.

- Наталья Николаевна, благодаря системе модернизации дошкольного образования в 2013 году региону удалось полностью ликвидировать очередь в детские сады для детей от трех до семи лет. Как удалось этого достичь? Какие еще мероприятия предусмотрены программой модернизации?

- Действительно,  в 2013 году мы ликвидировали очереди в детские сады для детей от 3 от 7 лет. У нас садики посещают 96% дошколят этого возраста при среднероссийском уровне в 74,8%. Вообще в нашем регионе в детские сады ходит более 43 тыс. детей, это 82,8% дошкольников, при том что в среднем по стране этот показатель всего 63%. 

Достичь таких результатов удалось благодаря системной работе в регионе. В 2013 году в рамках проекта модернизации образования введено 903 дополнительных места в детских садах. До конца года мы планируем довести этот показатель до 1,2 тыс. мест. Кроме того, к 2017 году мы намерены полностью ликвидировать очередность на предоставление мест в детских садах.

Проект модернизации дошкольного образования предполагает создание в 2014 году во всех муниципальных образованиях региона 43 консультационных центров. Они будут действовать на базе детских садов и оказывать бесплатную методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь родителям, дети которых не посещают дошкольные образовательные учреждения. При этом финансирование центров будет осуществляться за счет средств субвенции из регионального бюджета.

Еще одним важным аспектом проекта модернизации региональной системы дошкольного образования является повышения его качества. На региональном уровне уже определены 29 инновационных и стажерских площадок, на которых будут апробироваться новые стандарты, принятые на федеральном уровне. Кроме того, проект модернизации нацелен на обновление материальной базы детских садов, повышение профессиональной квалификации, престижа труда воспитателя, в том числе через повышение заработной платы. Так, за 11 месяцев этого года средняя заработная плата педагогических работников детских садов составила 32 тыс. 910 рублей. Целевой показатель составляет 100% уровня заработной платы работников школ. И здесь есть куда стремиться. В среднем по региону данный показатель составил 98,2%.

Мурманской областной думой принят закон о региональных нормативах финансового обеспечения дошкольного образования. Местным бюджетам будет предоставлена субвенция на оплату труда педагогических работников и младших воспитателей, приобретение учебников, средств обучения, игр и игрушек в соответствии с нормативом. В проекте  госпрограммы Мурманской области "Развитие образования" на 2014–2020 годы на данные цели предусмотрено выделение 3,9 млрд рублей.

- Какие изменения ждут сферу общего образования Мурманской области в ближайшие годы?

- В Мурманской области утверждена региональная "дорожная карта", направленная на повышение эффективности образования и науки. Она, безусловно, является инструментом, позволяющим обозначить приоритеты образовательной политики региона. В рамках реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования образовательные учреждения области получили современное оборудование. В 2014 году переход на новые государственные образовательные стандарты начального общего образования завершается, поэтому в текущем году особое внимание уделено начальной школе. Приобретено мультимедийное оборудование для проведения обучения с использованием электронных образовательных ресурсов, автоматизированные рабочие места учителей начальных классов, оборудование и учебно-наглядные пособия.

Кроме того, министерством образования и науки Мурманской области была разработана методика оценки качества внеурочной деятельности и внеурочных достижений младших школьников, а также диагностические работы по комплексной оценке урочных и внеурочных достижений обучающегося и его готовности к обучению на основной и старшей школе. Уже в конце этого учебного года будут проведены диагностические исследования обучающихся 4-х классов школ, что даст возможность определить уровень подготовки обучающихся начальной школы в соответствии с новыми стандартами.

Для введения федерального государственного стандарта основного и среднего общего образования также разработаны инструментарий и методика мониторинга готовности общеобразовательных учреждений. Ключевой фигурой всех изменений в системе образования является учитель. Более половины педагогов уже прошли необходимое повышение квалификации. С октября 2013 года мы апробировали дистанционную форму повышения квалификации педагогических работников с использованием системы видеоконференцсвязи в Мончегорске, Апатитах, ЗАТО Североморск и в Кандалакшском районе, в следующем году такая возможность будет во всех муниципальных образованиях региона. Задачей следующего года станет работа по новым государственным образовательным стандартам.

В регионе созданы и действуют ресурсные центры на базе школ со сложившейся системой инновационной работы педагогов. С 2014 года ежегодно будет реализовываться проект поддержки лучших инновационных образовательных практик региона. Гранты на конкурсной основе получат школы, имеющие высокие результаты.

Особое внимание будет уделено сокращению разрыва в качестве образования между наиболее и наименее успешными школами. Это сокращение должно привести к повышению качества образования выпускников всех школ, независимо от индивидуальных стартовых возможностей и места проживания.

- Какое количество школ Заполярья имеет доступ к сети интернет?

- Что касается обеспеченности общеобразовательных организаций региона доступом к ресурсам сети интернет, то Мурманская область находится в числе лидеров. Выход в интернет на скорости не менее 2 Мб/с обеспечен в среднем в 26% образовательных учреждений России, а в нашем регионе этот показатель составляет 92,7%. В дальнейшем планируется увеличение скоростей. Это обусловлено необходимостью внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, организацией дистанционного образования, а также для  использования таких автоматизированных информационных систем, как "Электронная школа", "Электронный колледж".

В настоящее время мы приступили к внедрению еще одной информационной системы: "Электронный детский сад", чтопозволит гражданам подавать заявления на постановку на учет для предоставления мест в детском саду, даст возможность муниципальным органам, осуществляющих управление в сфере образования формировать очередность, проводить комплектование и зачисление детей в детские сады в электронном виде. Кроме того, система будет интегрирована с федеральной информационной системой "Электронная очередь".

Мурманская область включена в перечень пилотных площадок из 35 субъектов Российской Федерации для участия в опытной эксплуатации возможностей интеграции региональных информационных систем ведения электронной очереди с федеральной системой.

- Высокая интернетизированность образовательных учреждений Мурманской области наверняка требует применения систем контроля за доступом в глобальную паутину. Каким образом регион справляется с этой проблемой?

- В министерстве образования и науки Мурманской области приняты дополнительные меры по блокированию доступа обучающихся к интернет-ресурсам террористической и экстремистской направленности. В частности, в сентябре 2013 года во всех учреждениях области были проведены проверки, целью которых стало исключения доступа к сайтам, призывающим к совершению экстремистских преступлений и террористических актов, содержащим информацию о способах создания и действиях взрывных устройств, а также о методах организации и проведения протестных акций. В 19 общеобразовательных учреждениях, что составляет менее 11,5% от всех  учреждений региона, были выявлены факты наличия доступа к запрещенным сайтам. Для устранения недостатков, совместно с ОАО "Ростелеком" незамедлительно был принят  ряд мер, и повторные проверки уже свидетельствовали о полном устранении нарушений.

В целом, для исключения доступа к интернет-ресурсам, несовместимым с задачами образования, в Мурманской области осуществляется комплекс мер. Например, при проведении конкурсных процедур на обеспечение доступа к интернету одним из требований технического задания обязательно является предоставление круглосуточного неограниченного доступа к информации сети, управляемого централизованной системой контент-фильтрации. Ежегодно обновляются системы контентной фильтрации в образовательных организациях. Кроме того, ежеквартально проводится мониторинг исключения доступа к "запрещенным" сайтам.

- Мурманская область в силу своего географического расположения традиционно уделяет большое внимание оздоровлению детей. Как будет реализовываться эта программа в 2014 году и каковы ее результаты в 2013-ом?

- Оздоровление, отдых и занятость детей и молодежи стоят в числе приоритетных направлений социальной политики региона. Правительством Мурманской области ежегодно принимается постановление, регламентирующее организацию отдыха и оздоровления подрастающего поколения. Этот нормативный документ определяет финансовое обеспечение мероприятий, критерии предоставления путевок, межведомственное взаимодействие и другие параметры.

Отдых за пределами региона считается наиболее эффективным. Внесенные изменения в нормативные, правовые акты и увеличение объемов финансирования за счет средств областного бюджета позволили сохранить на уровне прошлого года количество детей, оздоровленных на побережье Черного моря. В летний период за пределами области отдохнули 17650 человек, в том числе на Черном и Азовском морях – 14,8 тыс. Стоит отметить, что по итогам летней оздоровительной кампании 2013 года выраженный оздоровительный эффект установлен у 92,2% детей, слабый оздоровительный эффект – у 7,8%. Это выше показателей по России, что неоднократно отмечалось на селекторных совещаниях Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

По состоянию на 1 декабря уже отдохнуло 41533 обучающихся Мурманской области, в том числе 10552 ребенка, находящихся в трудной жизненной ситуации. Из них за пределами региона – 19077 детей, на территории области – 22456 детей. В настоящее время детская оздоровительная кампания 2013 года продолжается, в период зимних каникул дети также отправятся в санатории и лагеря.

В 2014 году на организацию отдыха, оздоровления и занятости детей будет направлено более 353 млн рублей, это на 5 млн больше, чем в текущем. Кроме того, в следующем году предусмотрено выделение финансовых средств для проведения оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. На эти нужды в областном бюджете предусмотрено 39 млн рублей, еще почти 71 млн рублей предоставит федеральный бюджет.

В 2014 году сохранены все категории детей в возрасте от 6 до 18 лет, которым будут предоставлены услуги отдыха и оздоровления. Также сохранен принцип предоставления путевок в оздоровительные учреждения, расположенные на территории региона - всем детям предоставляется бесплатно, а родительская плата от стоимости путевок в лагеря за пределами области составляет 10%. Для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, оплата путевки, проезда к месту отдыха и обратно осуществляется за счет бюджета.

- Как решается вопрос обеспечения доступности образовательных учреждений для маломобильных групп?

- В десяти образовательных организациях Мурманской области, реализующих программы общего образования, в рамках государственной программы "Доступная среда" на 2011-2015 годы, созданы условия, обеспечивающие совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития. Такие школы оборудованы в Мурманске, Кировске, Полярных Зорях, ЗАТО Североморск, ЗАТО Александровск и Кандалакшском районе.

В 2013 году проведены работы по созданию безбарьерной среды в трех государственных школах-интернатах: Мурманская СКОШИ №3, Минькинская СКОШИ, Зеленоборская школа-интернат и Мурманском колледже экономики и информационных технологий.

В 2014 году планируем создание универсальной доступной среды еще в шести муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных в Апатитах, Мурманске, ЗАТО Североморск, ЗАТО Александровск и Кандалакшском районе. Ремонтные работы по установке пандусов, адаптации входных зон, учебных и инфраструктурных помещений для комфортного передвижения детей, установке информационных табличек, вывесок также пройдут в Мурманском педагогическом колледже и Мурманском технологическом колледже сервиса, в Оленегорской коррекционной школе-интернате и школе-интернате №3.

- Воспитанники учебных заведений Мурманской области часто принимают участие во всероссийских мероприятиях и даже представляют нашу страну за рубежом. Расскажите о новых ярких достижениях юных северян.

- Команда молодых исследователей Мурманской области в 2013 году на Всероссийском форуме научной молодежи "Шаг в будущее" в Москве завоевала Научный кубок России "Шаг в будущее" I степени. Пятеро представителей делегации юных исследователей из Заполярья на Российском форуме юных исследователей "Шаг в будущее, ЮНИОР" вошли в число восьми Абсолютных победителей России.

Всероссийская олимпиада школьников в Мурманской области проводится по 21 учебному предмету. В 2013 году в регионе из 770 участников каждый пятый - победитель или призер. 18 человек направлено на заключительный этап всероссийской олимпиады школьников, пятеро стали победителями и призёрами, а учащийся школы №6 из города Апатиты Павел Гвоздевский стал кандидатом в сборную команду России для участия в международных олимпиадах по математике.

В 2013 году премии и стипендии губернатора Мурманской области вручены 135 обучающимся. 23 школьника - победители, призеры региональных и всероссийских мероприятий награждены премиями для поддержки талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта "Образование", 24 юных северянина удостоены премии президента РФ для поддержки талантливой молодежи.

Совсем недавно выпускница мурманского лицея N4, очно-заочной школы дополнительного образования для одаренных детей "А-Элита", ныне студентка МГТУ имени Баумана Анна Соротник принимала участие в форуме молодых ученых, который состоялся в Стокгольме в рамках вручения Нобелевских премий. Анна и другие участники семинара стали слушателями Нобелевских лекций по физике, химии и экономике Хиггса и Энглера, пообщались с лауреатами Нобелевской премии этого года. Молодые ученые посетили Royal Institute of Technology – главное высшее техническое учебное заведение Швеции – и Karolinska Institute, где выбираются Нобелевские лауреаты по медицине, а также приняли участие в конференции лауреатов премии по медицине и литературе.