Мурманская область переживает подъем кадетского движения, участие в организации которого наравне с региональным Министерством образования и науки принимают Северный флот и МЧС России. О созданном в регионе Североморском кадетском корпусе, строительстве новых детских садов, поддержке юных талантов, участии ученых Заполярья в образовании школьников и предпочтениях современных абитуриентов в свете реализации крупных арктических инвестиционных проектов в интервью "Интерфаксу" рассказала министр образования и науки Мурманской области Наталия Карпенко.
- Наталия Николаевна, главным событием в новом учебном году стало открытие Североморского кадетского корпуса. Как родилась эта идея?
- Кадетское образование в Мурманской области развивается уже не первый год, обязывает специфика региона. В прошлом году у нас было открыто 66 кадетских классов в шести муниципалитетах. Идея создания кадетского корпуса витала в воздухе давно. В нашем регионе базируется мощный Северный флот, люди каждодневно несут боевое дежурство, и нам необходимо воспитывать чувство уважения и восхищения этими людьми. Первоначально предполагалось, что учредителем корпуса станет Министерство обороны, но в прошлом году мы пришли к решению самостоятельно создать ядро кадетского движения и образования в Заполярье. Мы провели анкетирование 45 тыс. человек во всех городах Мурманской области. Каждый третий выразил заинтересованность в получении кадетского образования!
- Кадетский корпус был создан на базе школы-интерната в ЗАТО Североморск, где с 2003 года были открыты кадетские классы. Новый корпус стал центром патриотического воспитания и кадетского движения в Мурманской области. К тому же он демонстрирует взаимодействие системы образования, Северного флота и МЧС. Пока в корпусе действуют 5-9 классы, всего в них обучаются 128 кадетов. Созданы все условия для обучения, питания, медицинского обслуживания, круглосуточного проживания детей.
- Чем отличается образование в кадетском корпусе от обычной школы?
- Обучение ведется на двух уровнях: основное общее среднее и основное общее образование с дополнительными программами. Дополнительные образовательные программы, в первую очередь, касаются повышенной физической и психологической подготовки. Кадетский компонент включает углубленное изучение естественно-математических наук, ОБЖ, права. Дополнительные программы предусматривают раннюю профподготовку - это программы "Юный моряк", "Юный спасатель", основы военной службы и начальная военная подготовка. Программы нравственной и эстетической направленности, свойственные классическому кадетскому образованию, включают изучение истории мировой художественной культуры, хоровое пение, бальные танцы, основы этикеты. Для ребят проводятся практически-полевые занятия, морские и военно-полевые сборы, в том числе за пределами Мурманской области. В следующем году будут открыты профильные классы - оборонно-технический, морской и МЧС-класс, а также физико-математический класс.
- Стать кадетом может любой ребенок или есть какие-то особые требования?
- При поступлении в кадетский корпус преимущество имеют дети из числа сирот, оставшиеся без попечения родителей, ребята должны быть с хорошей физической подготовкой и способными к обучению. Отмечу, что желающих было много, в том числе были заявки на поступление в корпус от девочек, но концепция кадетского корпуса исключает такой вариант.
Хочу сказать, что наши кадеты - это великолепные мальчишки, отзывчивые и трогательные. Подавляющее большинство - это дети с высоким уровнем мотивации, они ясно видят свое будущее и готовы упорно работать для достижения цели. Если мы говорим о детях из сложных семей, то они, став кадетами, уже видят иные перспективы, понимают, что попали не в детский дом и не в школу-интернат, а в престижное заведение, где созданы все возможности для их развития.
- Согласно данным вашего министерства, в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО), где преимущественно проживают военные, сохраняются очереди в детские сады. Когда планируется обеспечить всех детей местами?
- Эта работа ведется очень активно. В прошлом году мы ввели 1220 новых мест в дошкольных образовательных учреждениях, тем самым ликвидировав очередь в детские сады в возрасте от 3 до 7 лет. В этом году мы планируем ввести 830 новых мест, дополнительно - еще 100 - в действующих детских садах Североморска, где это наиболее востребовано.
Введены в эксплуатацию детские сады в Кандалакше, Апатитах, ЗАТО Александровск. В этом году будет введен в эксплуатацию новый детский сад в Североморске, реконструированные детсады в Полярном (ЗАТО Александровск) и поселке Высокий. В следующем году будет завершено строительство еще двух детских дошкольных учреждений в ЗАТО Североморск и ЗАТО Александровск. Завершена подготовка проектно-сметной документации для строительства дошкольного образовательного учреждения в Североморске-3 (ЗАТО Североморск). Также у нас в планах строительство по одному детскому саду в Североморске, Полярном и поселке Спутник, реконструкция детского сада в Мурманске. Такая плановая работа позволит к 2016 году ликвидировать очередность в детские сады во всех возрастных категориях.
Немаловажно, что у нас практически неизменным остался размер родительской платы за присмотр и уход: рост с 1 сентября составил менее 1%. Нужно понимать, что размер этой платы - показатель доступности дошкольного образования и для нас было принципиальным свести ее рост к минимуму. Сегодня ее размер составляет 1948 рублей в месяц. Кроме того, каждый десятый родитель получает льготы по этим платежам.
Добавлю, что одна из задач министерства - педагогическая поддержка семейного образования, в том числе путем диагностических, педагого-психологических консультаций. И из областного бюджета мы финансируем деятельность консультационных центров, центров игровой поддержки и логопедических пунктов.
В 2013 году началось внедрение новых стандартов. Ключевой принцип нового стандарта для дошкольного образования - приобщение к познанию через различные виды деятельности. И прав был классик детской психологии Даниил Эльконин, который писал, что "обучение должно войти в мир ребенка через ворота детской игры". К слову, министерство финансирует закупку игр, игрушек, игрового оборудования, чтобы создать предметно-пространственную среду для наших детей.
- Касаются ли нововведения школьников?
- Министерство поставило задачу серьезного повышения качества естественно-научного образования. В первую очередь, это целевая поддержка профильных классов естественно-научной направленности. С одной стороны, это востребовано детьми, с другой - в этом заключается потребность общества, современной экономики. Сегодня все школы подключены к высокоскоростному интернету, учителя прошли повышение квалификации.
В этом году мы будем уделять особое внимание обучению детей по индивидуальным программам - это дистанционное и сетевое обучение. Это особенно касается старших классов, потому как процесс будет ориентирован на продолжение обучения в вузах.
Стоит отметить, что мы постепенно переходим на систему "Электронная школа" и уже с января 2015 года в ряде школ попрощаемся с бумажными журналами и дневниками. Конечно, при принятии этого решения будет учтено мнение областного родительского совета. Все понимают, что образование не терпит кавалерийских атак, нужны тщательно взвешенные решения.
- Как в регионе поддерживают талантливых детей?
- В первую очередь талантливые дети получают поддержку в виде премий губернатора за особые успехи в учебной, научной деятельности, культуре и спорте. Кроме того, победители и призеры олимпиад зачисляются в очно-заочную школу для одаренных детей "А-Элита". Дети бесплатно обучаются по индивидуальным программам у преподавателей высшей школы. Ученики школы "А-Элита" и члены регионального научного общества школьников "Северное сияние" проходят обучение по различным предметам, участвуют в предметных неделях по 15 направлениям. Работа ведется совместно с вузами, привлекаем преподавателей из Мурманского государственного технического университета и Мурманского государственного гуманитарного университета. Заключено соглашение с национальным исследовательским университетом "Высшая школа экономики".
В этом году министерство планирует проводить сессии на базе Кольского научного центра РАН. Там великолепная база и прекрасные лаборатории, которые будут интересны нашим детям и в целях профориентации.
Наша цель - создать все условия, чтобы у детей была возможность получить знания, подготовить свой проект и исследование, показать его результаты на региональном и федеральном уровне. Для этого в Мурманской области ежегодно проводится выше 200 мероприятий различной направленности!
Также министерство оказывает поддержку учреждениям, реализующим инновационные образовательные программы. Гранты из регионального бюджета в размере 1 млн рублей получили школы и учреждения дополнительного образования, специализирующиеся на естественно-научном, техническом и инженерном направлении. Мы понимаем, что сегодня нуждаемся в инженерных кадрах, эта потребность связана с перспективой развития региона. Школы получили возможность закупить оборудование для 3D-моделирования, робототехники, для химико-биологического, физико-математического и информационно-технологических профилей.
- Как современные школьники используют эти возможности?
- Хороший отклик у детей получили крупные проекты по робототехнике и "Школьной лиге РОСНАНО". Это действительно интересно детям, а мы отмечаем, что у них развивается мотивация к исследованию и творчеству. Такие проекты являются эффективным механизмом формирования метапредметных компетенций.
На базе областного центра развития детского и юношеского творчества "Лапландия" открывается центр для игры "Что? Где? Когда?" и региональный ресурсный центр по роботехнике, где и дети, и педагоги смогут заниматься, готовиться к крупным соревнованиям. В этом году мы апробируем проект "Глобальная школьная лаборатория", это также позволит детям заниматься исследовательской, проектной деятельностью.
- Наталия Николаевна, какие профессии, на ваш взгляд, будут востребованы в ближайшее десятилетие? Инвестпроекты оказывают влияние на предпочтения абитуриентов?
- Сейчас абитуриенты стали выбирать направления, которые по-настоящему востребованы. Большим спросом в этом году пользуются направления естественно-технического профиля: нефтегазовое дело, электроэнергетика и электротехника, строительство, химия, информатика и вычислительная техника. В гуманитарных направлениях лидирует лингвистика и дефектологическое образование.
С моей точки зрения, перспектива крупных инвестиционных проектов в Мурманской области, которые связаны с развитием арктической зоны РФ, оказывают влияние на выбор профессии. Значительная часть выпускников поступают осознанно, уже понимая, где в будущем они будут работать.
У нас разработан прогноз подготовки кадров по среднему профессиональному образованию, завершаем прогноз по высшему образованию на долгосрочную и среднесрочную перспективу. Безусловно, что приоритетными для нас будут направления горнопромышленного сектора, нефтегазовго дела, рыбохозяйственного комплекса, туристско-рекреационного комплекса и судоремонта. Востребована будет подготовка специалистов для работы в арктических условиях в области морской геологии, добычи и переработки углеводородов, морских биотехнологий и информационно-коммуникационных технологий.