В Карелии этим летом произошло еще одно ЧП на озере - перевернулась лодка с пятью подростками. Только двоим из них удалось добраться до берега, поиски троих продолжаются до сих пор. Это случилось через год после трагедии на Сямозере, когда утонули 14 детей, отправившихся в водный поход, несмотря на штормовое предупреждение. О том, как предотвращать подобные трагедии, необходимости ужесточать ответственность, а также об усилении группировки сил и средств республиканского МЧС рассказал в интервью информационному агентству "Интерфакс" начальник ГУ МЧС Карелии Сергей Шугаев.
- Сергей Александрович, второй год подряд в Карелии происходят трагедии с гибелью подростков на воде. Сначала Сямозеро, теперь Ладога. В чем причина этих ЧС, неужели никто не сделал выводов?
- Причиной сямозерской трагедии, которая всколыхнула всю Россию, да и весь мир, пожалуй, стало невыполнение элементарных требований безопасности со стороны первичного руководства (директора лагеря Елены Решетовой и ее заместителя Вадима Виноградова, находятся под стражей - ИФ). Ведь было предупреждение МЧС России о неблагоприятных погодных явлениях, почему они пошли в поход? Реальная ветровая нагрузка соответствовала прогнозным данным - почему не было принято мер к возвращению плавсредств и детей на берег? Произошла трагедия, дети оказались в воде - почему никто никуда не сообщил? Ни по "01", ни по "02", ни по "03". Один мальчик дозвонился до "03"... Но действия фельдшера (Ирина Щербакова, проигнорировала звонок от тонувших детей, осуждена на 3 года колонии-поселения с отсрочкой приговора - ИФ) - не поддаются никакой логике. И так на одно преступление накладывается другое.
Если бы сообщение поступило вовремя, столько жертв не было бы. Но никто 18 часов не сообщал о происшествии. В результате дети почти сутки находились в холодной воде, большинство умерло от переохлаждения или травм. Только двое погибли в результате утопления.
- А в случае с происшествием на Ладожском озере?
- Там тоже сыграла свою роль совокупность факторов. Подростки же были без спасжилетов, которые до сих в деревне так и висят.
- Троих подростков так и не нашли. В чем сложность? Ведь первоначально там работало несколько сотен спасателей, много техники?
- Поиски действительно сложные. Очень сложный рельеф дна Ладожского озера, а в этом месте особенно. Перепады глубин от 40 до 70 метров с наличием подводных карнизов. Разница температуры воды: вверху 10-12 градусов, внизу 4-5 градуса. Биологические процессы при такой температуре замедлены. То, что они погибли, я понял после облета всей территории, после того, как вся островная и материковые части были проверены группировкой сил и средств общей численностью более 300 человек. Понятно, что они погибли, но место до сих пор не определено. У нас нет данных, за которые можно зацепиться. Мы определили район поисков, там в ежесуточном режиме работаем и сейчас.
Я оптимизировал количество людей и плавсредств, участвующих в поиске. Потому что держать 300 человек в данном районе сейчас уже нецелесообразно. Мы обследуем только акваторию и прибрежные зоны. Каждый день работают от двух до пяти плавсредств, плюс сухогрузы, которые проходят в этом направлении, плюс рыбаки, плюс туристы - ориентировки даны. Поисковые работы велись, ведутся и будут вестись. Периодически применяется вертолет регионального центра для облета заданного района. Пока тела не поднялись.
- Какая площадь уже обследована?
- Обследовано более 300 кв. км акватории и суши.
- Поисково-спасательные операции на водоемах Карелии отличаются от аналогичных действий в других регионах?
- Вот Владимир Жириновский сказал, что на каждое озеро в России надо поставить по инспектору ГИМС. У нас 60 тысяч озер, 28 тысяч рек, и конечно, реализовать это невозможно. Если даже гипотетически предположить, что к каждому озеру у нас будет представлен инспектор... Но представим, что такое Сямозеро? Там сотни квадратных километров водной глади... Кроме того, у нас около 40 тысяч зарегистрированных плавсредств. Наша задача предупредить трагедии. Мы постоянно ведем работу с населением, с рыбаками, с владельцами плавсредств - это основное направление нашей деятельности.
- Законодательное собрание Карелии внесло изменения в региональный закон, ужесточающий наказание за нарушение правил поведения на воде. Это может снизить риск повторения трагедий на озерах?
- Может быть, я сейчас выскажусь резко, но дуракам нечего делать на воде, нельзя садиться в плавсредства, нельзя доверять детей. Нельзя им доверять! Мы сейчас пытаемся наводить порядок на воде, как ГИБДД на дорогах. Совершенствуется нормативная база. Как вы сказали, в этом году ввели в региональный закон положения, которых нет в федеральном законодательстве. В частности, в Карелии запрещено находиться на плавсредстве в состоянии алкогольного опьянения. Если федеральный закон запрещает только управлять плавсредством в нетрезвом виде, то у нас запрет вообще на нахождение нетрезвых людей на плавсредствах. Кроме того, ужесточены штрафные санкции за нарушение правил поведения на воде. Я считаю такое ужесточение вполне обоснованным.
- А есть уже какие-то результаты действия этого закона?
- Мы не стараемся бежать за какими-то цифровыми показателями. Чуть более 100 тыс. рублей штрафов мы наложили в этом году. Было вынесено 304 постановления о привлечении к ответственности. Нам в первую очередь нужно менять психологию людей, менталитет. Человек, находясь на воде, должен осознавать необходимость соблюдения всех мер безопасности. Цена ошибки здесь зачастую - жизнь. Лет 10 тому назад спасали рыбака, который оторвался на льдине. На вертолете спасали. Он говорит: "Командир, 18-й раз спасаешь меня". То есть, он 18 раз погибал летом, отрывался на льдине зимой... Говорю: "В следующий раз пойдешь?" "Пойду, - отвечает, - пойду, потому что эта моя жизнь".
Я глубоко убежден, что если живешь рядом с лесом и водой - а Карелия это лес и вода - то нужно четко понимать риски. Перед выходом на акваторию необходимо ознакомиться с прогнозом погоды. На воде должно быть исправное плавсредство, связь, спасжилеты, минимальная аптечка. И самое главное на воде - находиться в трезвом состоянии. Потому что подавляющее большинство смертей на водных объектах связано с употреблением спиртных напитков, когда чувства притупляются, когда способность людей противостоять стихии ослабевает.
- В поисках на Ладожском озере активно использовались беспилотники и вертолеты. Предполагается ли увеличить их количество в региональном управлении МЧС?
- К нам уже пришли подтверждающие документы, мы получаем еще четыре беспилотника. Их эффективность очень высока. За ними будущее. Поднимать в воздух вертолет Ми-8 - это большие финансовые средства. А беспилотник - это наиболее дешевый вид разведки, хорошая визуальная эффективность на экране, местность видна как на ладони. Они позволяют вести беспрерывный поиск, запуская их один за другим, меняя аккумуляторы. Ими управляют не случайные люди. В каждом подразделении мы создали группы специалистов, прошедших обучение в Санкт-Петербурге.
Кроме того, глава МЧС России Владимир Пучков по результатам визита в Петрозаводск принял решение передать ГУ МЧС по Карелии вертолет Ми-8. Сейчас решаются организационные вопросы: размещение экипажа, выполнение технического обслуживания, предполетная подготовка. Экипаж будет из Санкт-Петербурга, будут приезжать в Карелию вахтовым методом на первоначальном этапе. Я предлагал подобрать экипаж из местных офицеров, пограничников или же из гражданской авиации, но пока решение такое. До конца года у ГУ МЧС будет свой вертолет.
- А какие задачи будет решать вертолет?
- В основном это проведение поисково-спасательных работ. Летом - воздушная разведка на предмет лесных пожаров, санитарные рейсы. Там будет медицинский модуль, и медики со специализированной пожарной части Петрозаводска смогут перемещаться с больным в Санкт-Петербург или из района Карелии в Петрозаводск. Конечно, применение вертолета должно быть точечным, нужно знать, куда и с какой целью.
- В сентябре в Карелии пройдут масштабные учения Barents Rescue спасателей из Карелии, Финляндии, Швеции и Норвегии. Предполагаются ли тренировки при спасении на воде?
- Да. Учения разбиты на четыре этапа. Первый - ликвидация лесного возгорания в Вяртсиля с привлечением финских пожарных, второй - ликвидация ДТП на федеральной трассе "Кола", третий - взрыв бытового газа в гостинице, четвертый - проведение поисково-спасательных работ на воде при крушении теплохода. Будем применять авиацию, плавсредства, спасателей. Спасение людей - наша главная задача, и мы тренируемся постоянно.
- Сергей Александрович, а что в республике с системой "112"?
- До полноценного ввода системы "112" в эксплуатацию в Карелии, как и в ряде других субъектов РФ, работает интерактивная система, обеспечивающая выход на экстренные оперативные службы. При сямозерских событиях данная система, образно говоря, "железно" сработала бы, а человек нет. В 2016 году было выделено 18 млн рублей из федерального бюджета, еще 19 млн из республиканского. Создали центр обеспечения вызовов, куда приняли на работу 12 операторов, прошедших специальное обучение. В центре организовано круглосуточное дежурство. Опытную эксплуатацию ввели пока в Петрозаводске. Но это еще не полноценная система "112". Опытная эксплуатация продлится до января 2018 года. Чтобы начать промышленную эксплуатацию, необходимо дополнительно порядка 84 млн рублей, и довести численность операторов и инженеров центра обеспечения вызовов до 65 человек. Эксплуатация системы "112" в республике требует подключить все районы, поставить туда оборудование, переобучить диспетчеров. Мы понимаем, что система будет создана. Как бы тяжело ни было.