На сцене Михайловского театра 2 августа начнутся показы нового балета Бориса Эйфмана "По ту сторону греха" по роману Федора Достоевского "Браться Карамазовы". Накануне премьеры хореограф поделился с "Интерфаксом" впечатлениями о работе над спектаклем. Кроме того, он рассказал о новом учебном заведении Петербурга - Академии танца и перспективах строительства Дворца танца.
- Борис Яковлевич, расскажите о Вашем новом балете "По ту сторону греха". Почему захотелось поставить балет по такому фундаментальному произведению, как "Братья Карамазовы"?
- Еще в 1995 году я сочинил балет "Братья Карамазовы". Тогда, на сломе эпох переосмысленная нами в пластике философская проблематика романа Достоевского имела особенно актуальное звучание. Российское общество очутилось в новых жестоких условиях, к которым не было готово, потому что фактически жило прошлым, его ценностями, несло груз неискоренимой памяти о прежнем времени. И тема "карамазовщины", довлеющей над героями Достоевского тяжкой наследственности, оказалась созвучна этой социальной и духовной ситуации. Наш спектакль имел невероятный успех у зрителей и исполнялся по всему миру – от Франции и США до Египта и Кореи.
Прошло почти два десятилетия, и я решил вернуть эту постановку в репертуар театра (из которого она со временем выпала). Однако я не считал возможным предложить зрителю тот же самый спектакль, что и 18 лет назад. Во-первых, за прошедшие годы мое восприятие идей Достоевского значительным образом изменилось. Во-вторых, наш театр проделал колоссальный путь развития. Это касается как совершенствования технологической базы, так и расширения возможностей языка тела. В новом спектакле (а это именно новая, оригинальная постановка, а не просто свежая редакция) мы отбросили чрезмерное следование сюжетной структуре романа и погрузились в осмысление духовной и психической сущности героев Достоевского.
Наконец, за два десятилетия кардинальным образом изменилось российское общество. Оно, с одной стороны, осознало, что внезапно обрушивающаяся свобода оборачивается хаосом. С другой – не побоялось извратить известный тезис Достоевского "если Бога нет, то все дозволено", заменив его на принцип "и Бог есть, и все равно все дозволено". Спектакль "По ту сторону греха" отражает как мой современный творческий метод, так и ту нравственную ситуацию, в которой мы сегодня существуем.
- У Вас несколько балетов по классическим произведениям русской литературы. Чем обусловлен этот выбор?
- Мотивация здесь одна: литературное произведение, переносимое на балетную сцену, должно целиком поглощать меня, лишать покоя, будоражить. Так было с "Идиотом", "Братьями Карамазовыми", "Чайкой", "Анной Карениной", "Евгением Онегиным" и другими книгами. Сымитировать одержимость творческим миром писателя невозможно, потому что из фальши никогда не родится созидательный импульс. Кроме того, всегда считал, что, будучи хореографом, я нахожусь в более выгодном положении, чем, к примеру, кинорежиссер. Я освобожден от диктатуры текста и, обращаясь к гениальным литературным произведениям, способен найти в них то, что может быть познано и передано исключительно с помощью языка танца. Это удивительный опыт открытия неизвестного в известном.
- Какие спектакли Вы собираетесь поставить в ближайшее время? Какие у Вас уже есть новые творческие задумки?
- Как и многие художники, я человек суеверный, поэтому слишком подробно на такие вопросы отвечать не могу.
- А откуда вообще появляются новые идеи?
- Как и откуда появляются во мне идеи новых работ – одна из вечных тайн бытия художника. Если бы я знал ответ, то был бы счастлив, поскольку в таком случае целиком и полностью контролировал весь творческий процесс. В действительности же никто из художников не властен над собственной музой. Зато в моих силах активно накапливать разнообразный художественный материал, приближая момент нисхождения вдохновения, зарождения идеи новой постановки.
- Завершился набор детей в Академию танца Бориса Эйфмана. Расскажи о своем учебном заведении.
- Мы отобрали 90 одаренных детей практически со всех уголков России. Уже 2 сентября в Академии начнется первый учебный год. Работать с учениками будут высококвалифицированные балетные педагоги России и зарубежья, а также очень опытные учителя, отвечающее за общее образование детей. Для нас чрезвычайно важно воспитать не только универсальных и ярких танцовщиков, но и всесторонне развитых личностей.
- Будете ли Вы сами принимать участие в учебном процессе?
- Сам я, конечно же, не смогу ежедневно преподавать в классах. Работа над новыми балетами, постоянные гастроли не оставляют мне такой возможности. Но я ответственен за творческую и педагогическую идеологию Академии и качество ее образования. Моя задача – обеспечить максимально полное воплощение в жизнь концепции Академии танца как уникального учреждения, способного подготовить новую элиту российского балета.
- В ваших планах есть еще и Дворец танца. Когда начнется его строительство? Появился ли проект? Нравится ли Вам он?
- Сейчас идет период активной подготовки нового проекта Дворца (на участке бывшей "Набережной Европы" – ИФ). Если все сложится нормально, то строительство начнется в следующем году. Понравится мне предложенный архитекторами проект или нет – это, конечно, очень важно. Но гораздо существеннее для меня, чтобы Дворец вписался в архитектурный ландшафт и стал органичной частью исторического центра Петербурга.
- Каковы приблизительные сроки окончания строительства?
- Что касается сроков, то в 2016 году у меня юбилей. Может быть, к этому времени в городе и появится этот мощный мировой центр балетного искусства. Во всяком случае, я полностью уверен, что обещание президента будет выполнено и Дворец танца построят. Также подчеркну: данный проект - не сцена для Эйфмана, а дом для всех тех, кто готов посвятить свою жизнь искусству танца. Двери Дворца будут раскрыты как для профессионалов, так и для любителей.
- Недавно был объявлен конкурс на реставрацию Канатной фабрики Гота для нужд Театра балета Эйфмана. Для каких целей будет использоваться здание?
- В нем расположатся цеха по изготовлению и ремонту декораций, костюмов и театрального реквизита. Для нас очень важно иметь такие технические возможности – особенно учитывая тот факт, что после открытия Дворца танца наш театр полностью поменяет свою репертуарную политику. Планируется, что здание Канатной фабрики будет отреставрировано к 2015 году.
- Расскажите о гастролях 2014 года, которые предстоят Театру. Какие страны посетит труппа, с какими спектаклями?
- Одним из наших главных гастрольных проектов в 2014 году должен стать специальный тур с балетом "Роден". Он охватит четыре европейские столицы: Вену, Прагу, Братиславу и Будапешт. Это города с замечательной публикой, искренне ценящей искусство нашего театра. Кроме того, мы будет выступать в Великобритании, Польше, Франции, Голландии, Италии и других странах, где покажем балет "По ту сторону греха", а также избранные спектакли нашего репертуара.
- Посещаете ли Вы постановки своих коллег в Петербурге? Есть ли любимые спектакли?
- К сожалению, тот бешеный темп, в котором я живу и работаю, практически не оставляет мне времени для посещения театров. Все значимые новинки стараюсь не пропускать, но чаще всего довольствуюсь записями спектаклей. Сложно назвать какую-либо работу других хореографов любимой. Но я отношусь позитивно ко всем сочинениям моих коллег, т.к. не испытываю чувства ревности. Особенно радуюсь достижениям тех, кто когда-то работал в нашем театре. А таких уже немало.