Политическая жизнь в России не затихла с завершением избирательных кампаний по выборам депутатов Государственной думы и президента страны. В стране появился новый кабинет министров, вступил в силу закон о выборах губернаторов, к которым теперь будут готовиться регионы. О новом политическом курсе руководства страны, массовых акциях оппозиции и выборах губернаторов в интервью агентству "Интерфакс Северо-Запад" рассуждал доктор политических наук, профессор кафедры политологии Северо-Западного института Президентской академии Владимир Колесников.
- Владимир Николаевич, как бы вы могли прокомментировать состоявшееся недавно объявление о составе нового кабинета министров России?
- Еще 24 сентября прошлого года, когда была озвучена всеми понятная и давно существовавшая договоренность о ротации между первыми лицами нашего государства, стало очевидно, что не стоит ожидать существенных кадровых изменений на уровне правительства. Что и произошло на деле. Сменились персоналии в министерствах, но, что показательно, 6 прежних министров получили работу в администрации президента, фактически в пределах предмета своих прежних обязанностей.
Важно другое: не столько персональный состав нового правительства, сколько направление его политического курса. И в этом плане я разделяю позицию большинства моих коллег, что от произошедшей смены состава кабинета министров стратегия стабилизации в том формате, который утвердился, на втором сроке президента Путина сохранится.
Полагаю, однако. что этот курс будет реализовываться уже в условиях нарастания политического риска. О чем идет речь в данном случае? В свете тех новых тенденций в политической жизни, которые достаточно ярко обозначились в конце минувшего года, можно отметить появление принципиально нового участника политической жизни страны.
Этот новый политический фактор – деперсонофицирован, он массовидный и очень подвижный. Имеются в виду массовые формы политической активности в больших городах, прежде всего в Москве. Этот политический субъект многолик, социально рассредоточен и обладает способностью к почти мгновенной концентрации вокруг актуальной идеи или темы. Являясь порождением сетевых технологий¸ этот субъект уже проявил способность реагировать на любые слабые места и ошибки власти. Этот новый политический субъект обладает уже ощутимым политическим ресурсом.
Персоналии, например, Навальный или Яшин, не столь существенны, они погоду не делают, они лишь говорящие головы этой многоликой массы. За рубежом, особенно на Западе, такого рода неинституциональные, т.е. не оформленные и не структурированные движения гражданского общества, давно стали привычными и тамошние правительства научились работать в условиях их существования, не подвергая угрозе сами государственные институты. У нас все обстоит по-другому: "рассерженные горожане" показали способность к радикализации своих требований, а представителям правящей элиты порой кажется, что возникает угроза самим государственным институтам страны.
Хотя, на мой взгляд, речь идет главным образом о смене прежних элит на новые, способные осуществлять более современную и ответственную перед обществом политику. Со временем эти новые формы политической активности россиян будут, похоже, оказывать все больше и больше влияния на все: и на курс правительства, и на эффективность деятельности органов власти.
Но главная проблема тут – это разрыв между новыми устремлениями этой, пока существенно меньшей, части общества и ожиданиями большей части страны, являющейся базой поддержки президента и правительства. Если этот разрыв будет сокращаться, новому правительству будет сложно работать.
Судьба дальнейшего политического развития страны зависит от того, сможет ли сейчас власть, ее институты, партии найти выход из этого противоречия: растет число людей, которые выносят новые требования, ранее не известные, и в нынешнем формате власть не способна пока их удовлетворить. Может, у нее эта способность появится, но пока мы не видим на этот счет каких-то посылов.
Консолидация власти, которую мы сейчас наблюдаем, вещь важная, но сама по себе она способна стать опорой разве что консервативной стабилизации. Между тем демократическая стабилизация основана не только на консолидации властных институтов, но и на их реальной модернизации, что, собственно, и стоит в исторической повестке дня для России сейчас.
- Вы хотите сказать, что властные институты пытаются не замечать те изменения, которые происходят в обществе?
- Нельзя сказать, что власть не замечает этих изменений: она замечает. Но только действует, похоже, с большим опозданием, и действует технологически. "Хотите большего участия?" – вот вам электронный проект демократии и 100 тысяч подписей в Интернете для законодательной инициативы. "Хотите большего доступа к разработке решений?" - появилось большое правительство. "Хотите выборов губернаторов?" - пожалуйста, закон уже принят, но с очень существенными барьерами для демократического представительства.
Но люди уже в это наигрались, они не хотят имитации, они хотят реальной демократии, реального участия. Запущен, например, проект электронной демократии – пробный портал Госдумы. Но когда авторитет представительного органа по итогам прошедших выборов опущен «ниже плинтуса», как может расценить серьезный человек электронный вариант этого института?
Молодежь, представители среднего и малого бизнеса, науки, интеллигенция сегодня начинают все больше ассоциировать себя с общественными ценностями, а не с ценами, с потребительством. Я вообще думаю, что противоречие между ценностями и ценами сейчас является одним из наиболее острых в нашем обществе.
И, слава богу, если число сторонников развития и укрепления общих социальных ценностей – солидаризма, взаимоуважения, честности, высокой трудовой этики, культуры, взаимной ответственности власти и общества и т.п. будет возрастать.
Я участвовал в разработке проекта "Стратегии 2020", нас было более тысячи человек. Был наработан огромный экспертный и проектный материал, в том числе по общественному развитию в целом. Да, власть сказала нам спасибо за то, что мы сделали полезную работу. Тем более, что стремительный темп общественных изменений требует постоянной работы в этом направлении. Хотелось бы, конечно, чтобы результаты этой работы были более востребованы.
- Почему так происходит не всегда?
- Я думаю, что основная причина – системная. Власть, хотим мы этого или нет, находит себе союзников в существующей социальной среде. Значительная часть нашего общества максимально зависима от власти и живет по принципу "не было бы хуже". И это и есть социальная опора власти. Это количественная опора, и это власть прекрасно знает.
Власть тоже учится на том, что происходит в политике, учится улучшать технологии управления. Если раньше диалог шел в виде постановочных встреч, то сейчас пошли другие формы: расширяется экспертное сообщество, вводится новый порядок рекрутирования экспертов, раскрываются возможности для политического структурирования партий. Нет непреодолимых препятствий для развития гражданского общества. Я скажу, может быть, парадоксальную вещь, но определенные трудности для создания гражданского общества даже нужны: они отметают всякую легковесность и несерьезность. В результате выживают те идеи и структуры, которые того стоят.
Мы впервые увидели, что значимое число людей начало понимать, что есть ценности: уважение, достоинство, вера, честность, желание жить в соответствии с этими принципами. Пока это не превалирующее число наших людей, но ведь важна тенденция.
Власть это видит, знает, но, как всякая власть общества переходного периода, важнейшей задачей своей она видит сохранение себя, она считает, что она и есть гарантия выживания страны.
Позитивным также можно назвать то, что никто из значимых участников событий конца 2011 года и этого года не выступил против государства как такового. Не было такого. Мы проехали этот этап. Бессмысленно осуждать тот институт, который жизненно необходим обществу. Я расцениваю это как позитивный факт. Нет сейчас ни одной общественной силы, которая отрицала бы существование нашего национального государства и необходимость его всестороннего развития.
- Как бы вы оценили перспективу проведения выборов губернатора в Петербурге по новому закону?
- Мой ответ прям, тем более что у нас это уже было: Петербург вполне способен в полном объеме реализовать функцию выбора высшего должностного лица города.
Сам принцип выборов губернатора в Петербурге, Москве и далее везде, однозначно, позитивен. Он будет работать, по моему мнению, на систематическое публичное обновление кадрового корпуса власти, на повышение уровня ответственности власти перед населением.
- А могут ли они состояться уже в скором времени?
- Насколько я могу судить, основываясь на озвученной позиции губернатора, на его самоощущении, открыто им заявленном, у нас до выборов дело дойдет. Может быть, не сразу, не осенью, но мы к этому придем. Возможно, что чуть раньше, чем в других регионах.