Россия стала членом Всемирной торговой организации в августе 2012 года, завершив тем самым многолетний процесс присоединения к международному сообществу. О том, можно ли уже говорить о первых результатах жизни страны в условиях ВТО, с какими сложностями предстоит столкнуться властям страны в процессе адаптации и зачем надо было вступать в ВТО, рассказал в интервью информационному агентству "Интерфакс Северо-Запад" заведующий кафедрой мировой и национальной экономики Северо-Западного института управления Президентской академии, кандидат экономических наук, профессор Александр Нещерет.
- Александр Карлович, что значит для России членство во Всемирной торговой организации?
- Страна вступает в новую эпоху. ВТО хоть и называется Всемирной торговой организацией, но масштаб направлений ее деятельности гораздо шире, чем сама торговля. Членство в этой организации требует очень серьезных модификаций многих сторон экономической жизни и государственного управления.
Существуют особые правила ВТО, которые отличаются от национальных правовых систем. Предположим, если взять суд ВТО, то он построен на принципе прецедентного права. Для нас это совершенно чуждая система. Судом ВТО уже было принято достаточно много решений по разного рода вопросам, и мы уже должны их принимать как утвержденные решения, которые опротестовать, или как-то отойти от них, нельзя.
Многие вещи в ВТО построены иначе, чем в нашем национальном праве.
- Это как-то будет сказываться на процессе адаптации экономики России к членству в ВТО?
- Да, все это осложняет процесс нашей адаптации к условиям ВТО. Мы попадаем в совершенно новые условия, связанные, в частности, с управлением занятости в стране. Формально получается, что зарубежные инвесторы, которые могут создавать у нас предприятия, могут - в соответствии с правилами ВТО - завозить рабочую силу, какую хотят и откуда хотят. То есть мы сталкиваемся с ситуацией, когда часть нашего рынка труда вообще не регулируется.
Одна из задач государственной власти - это формирование новой правовой, нормативной системы, которая должна учитывать правила и требования ВТО, но, с другой стороны, должна максимально защищать свои экономические интересы, не позволять выводить из-под контроля важнейшие сегменты экономики, допустим, тот же рынок труда.
- Какие меры поддержки национальной экономики может предложить власть?
- Дело в том, что их надо специально и очень детально разрабатывать. Откровенно говоря, хоть мы и вступали в ВТО 18 лет, но создается впечатление, что к нашему вступлению в организацию лучше готовились страны-члены ВТО, чем мы сами. И в этом плане, допустим, я считаю, одна из важнейших государственных задач - это форсированная подготовка специалистов, причем на разных уровнях. На муниципальном, на региональном, на федеральном. Таких специалистов нужно немало, и они должны быть разного профиля: правоведы-юристы, экономисты, специалисты в области таможенного права, потому что в условиях ВТО с безграмотным маневрированием в этих сферах мы будем нести только потери.
Мы сейчас прорабатываем некоторые проекты не только для исключительно учебного использования, но и для практики. Есть некоторая проблема, связанная с тем, как будет осуществляться санитарный и фитосанитарный контроли в условиях ВТО. Здесь нужны хорошие специалисты, которые разбираются в тонкостях фитосанитарии, ветеринарии, гигиенической практике… Мы оказываемся в ситуации, когда у нас уже есть ряд обязательств, принятых в рамках Таможенного союза. Они не всегда стыкуются и согласуются с правилами ВТО.
Допустим, некоторые наши нормы в рамках Таможенного союза по тому же самому ветеринарному, фитосанитарному контролю гораздо жестче, чем требования ВТО. Скажем, по проблеме остатков антибиотиков в мясе животных: у нас требования жестче, а ВТО заявляет, что это избыточные требования с нашей стороны.
- Сколько времени понадобится для подготовки таких специалистов?
- Для форсированной подготовки достаточного количества специалистов, может быть, хватит и года. Потому что подготовка будет вестись не с нуля, а учиться будут уже профессиональные юристы, экономисты и так далее: это будет целевая подготовка по проблематике ВТО.
Но вот когда это начнет давать отдачу? Это очень сложно спрогнозировать.
- Обучение планируется на Вашей кафедре?
- Мы предлагаем такие варианты, у нас разработаны учебные программы. Кстати, у нас есть уже некоторые запросы от региональных властей, которые первые почувствовали эти новые условия. Прежде всего, это касается нашего Северо-Западного федерального округа, потому что мы приграничный, транзитный, логистический округ.
- Чего стоит ждать от членства России в ВТО?
- После вступления в ВТО нас ожидают довольно революционные изменения, прежде всего, в финансовой сфере. Дело в том, что у нас до сих пор действуют определенные ограничения по допуску иностранных партнеров в банковский сектор, страховой сектор и так далее. По правилам ВТО, такие ограничения должны быть сняты, причем довольно скоро. Конечно, это очень серьезно модифицирует ту же банковскую сферу.
Если говорить о философии таких международных организаций, то она состоит в следующем: по большому счету, это ограничения экономического суверенитета стран. То есть всякий вступающий должен добровольно и осознанно отказаться от какой-то части своего экономического суверенитета. Это, конечно, болезненная процедура, мы видим это на примере Еврозоны. Страны Еврозоны в свое время отказались от национальных валют - это очень сильный элемент экономического суверенитета, и мы видим, как болезненно теперь у них протекают экономические процессы.
Мы теперь оказываемся примерно в такой же ситуации: мы отказываемся от определенной части своего суверенитета. Мы должны выстраивать свою деятельность в принципиально новых условиях.
Еще есть одно ожидание в связи с вступлением в ВТО. Мы избалованы хорошим обеспечением энергоресурсами, мы ведь до сих пор не преодолели проблему, которая сформировалась еще в СССР: это неэкономное использование материалов, энергии, ресурсов. По этим позициям мы в разы уступаем современным странам. Очень бы хотелось использовать наше членство в ВТО и в этом плане, перевооружать нашу промышленность, инфраструктурные отрасли, основываясь на энергосбережении и материалосбережении. Мы бы тогда могли высвобождать колоссальные средства, которые могли бы направлять на то же инновационное развитие, решение экологических проблем, повышение уровня жизни. А пока мы в этом плане только растратчики, к сожалению.
- Многих неспециалистов в сфере экономики и рынка интересует простой вопрос: зачем России нужно было вступать в ВТО?
- Моя личная точка зрения такова: вступление в ВТО стало неизбежностью. Даже безотносительно разговоров о том, зачем это надо. Если через организацию осуществляется 95% или даже больше мировой торговли, и мы остались единственной значимой страной в мире, которая существует за рамками этой организации, то вступление в нее - это действительно просто жесткая необходимость и неизбежность.
Второе, конечно, в ожидаемых плюсах. Надо понимать, что без вступления в ВТО мы по-прежнему оказывались бы в позиции аутсайдеров, а здесь у нас появляется шанс. Кроме того, мы получили одновременно и лучшую международно-правовую защиту на внешних рынках. Мы получили возможность влиять на принятие некоторых решений. Есть ожидания, что после болезненного этапа усиления внешней конкуренции с нашими производителями по многим направлениям наше национальное производство станет вполне конкурентоспособным.
Хотя, конечно, период адаптации может оказаться достаточно длительным: для многих стран этот период в среднем составил 5-7 лет. В России он будет очень болезненным, но это тренинг, это необходимая дрессура для нашего национального производителя. Знаете, в нашей стране привыкли так: пока ничто не довлеет над нами, мы можем продолжать по старинке работать, особенно не напрягаясь.
Раньше многие наши экономические лидеры в стране исходили из простой логики: лучше быть первым парнем на деревне, чем последним в городе. Хорошо ведь, пускай в рамках национальной экономики, быть главным, быть основным игроком. А как там будет в рамках ВТО - неизвестно.
Большим плюсом может стать грамотная организация заимствования технологий. Здесь членство в ВТО во многом развязывает нам руки: технологии становятся доступными, их можно применять, широко распространять.
Я думаю, что членство в ВТО поможет нам пережить ту серьезную проблему, в которой мы оказались в 1990-е годы и во многом продолжаем находиться сегодня. Речь идет о том, что в последние 20 лет из нашей страны разными формами и методами было вывезено огромное количество интеллектуального продукта. Это и просто отъезд людей в другие страны - та самая "утечка мозгов", это просто "по дешевке" скупленные технологии, которые за рубежом были запатентованы. Мы теперь покупаем многие высокотехнологичные вещи и платим патентную наценку. Но это была наша разработка!
- В каких сферы экономики можно ожидать наибольших успехов, связанных с членством в ВТО?
- Я думаю, что мы по-прежнему будем неплохо выглядеть в некоторых отраслях химической промышленности, есть там заделы; это наша металлургия, как черная, так и цветная. Это касается и биотехнологий, которые у нас неплохо развиты.
Но есть и "ахиллесова пята". У нас есть наука, разработки, но одна стадия, которая давно отработана во всем мире, у нас, к сожалению, не очень хорошо освоена. Это стадия коммерциализации научного продукта. Нужно научиться результаты этого творчества превращать в коммерческий продукт, который бы охотно покупался, приносил выгоду, повышал конкурентоспособность, давал определенные доходы авторам и разработчикам.
- Можно ли уже говорить о каких-то результатах вступления России в ВТО?
- Серьезно говорить об этом пока нельзя. Можно гадать, делать предсказания не очень научные. Мы еще и не огляделись по-настоящему.
Хотелось бы отметить, что ВТО не отменяет конкуренции между странами, организация придает ей новые формы. И нужно очень активно в этой борьбе сражаться и желательно побеждать.
Если взять для примера тот же Таможенный союз, то можно сказать, что мы столкнулись в рамках него с новым видом конкуренции, который ранее нам не был знаком, она называется институциональная конкуренция. Когда институциональные правила, основы функционирования того же малого предпринимательства в одной стране оказываются лучше, чем в другой. И мы сейчас наблюдаем, что у нас в стране есть поток предпринимательских структур, которые предпочитают регистрироваться в Казахстане. Это конкуренция. Как на нее реагировать? Можно, конечно, запретить, закрыть - и так далее. Но пойдет ли это на пользу нам же?
Вероятно, мы должны озаботиться тем, чтобы в институциональной конкуренции мы не были проигравшими.