Проблема сохранения здоровья в условиях финансового кризиса, угроза лекарственного дефицита, рост цен, качество оказываемой медицинской помощи: все это касается каждого человека, независимо от его социального и материального положения. О том, как эти проблемы решаются в Петербурге, рассказал в интервью "Интерфаксу" главный специалист по контролю качества медицинской помощи Комитета по здравоохранению, профессор Военно-медицинской академии Александр Кочетков.
- Александр Владимирович, и все-таки как избежать стресса в условиях кризиса?
- Я уверен, что в условиях кризиса главное - сохранять спокойствие, не нагнетать ажиотаж и заниматься своим делом. Мы все видим, что федеральное правительство и региональные власти прикладывают много сил, чтобы люди психологически чувствовали себя спокойнее.
Конечно, тяжело, но я не стал бы говорить, что последствия кризисной ситуации, с которой столкнулись многие наши сограждане, спровоцировали значительный рост, скажем, сердечно-сосудистых заболеваний или язвенной болезни. Хотя, безусловно, жителям города, имеющим гипертонию или болезни сердца необходимо повнимательнее отнестись к своему здоровью, а страдающим язвенной болезнью - помнить, что приближается весна, закономерный период обострения этого заболевания.
- Рост курса валюты уже привел к тому, что взлетели цены на многие лекарственные препарату. К сожалению, отечественных аналогов это тоже коснулось. Нет ли опасения возникновения дефицита лекарств?
- Всегда в экономический кризис что-то происходит и приходится в чем-то себя ограничивать или даже от чего-то отказываться, но не от жизненно необходимых лекарств. Наилучший вариант - максимально сохранить тот объем лекарственного обеспечения, который сегодня представляется оптимальным для уровня развития городского здравоохранения. Как практикующий хирург я могу сказать, что пока мы получаем все, что требуется в полном объеме, как эксперт могу добавить, что в обращениях граждан или в результатах проводимых экспертиз качества медицинской помощи вопрос о лекарственном дефиците не акцентирован. Хотя, как мне известно, есть проблемы лекарственного обеспечения льготного категории граждан.
Я думаю, что в настоящее время повторение ситуации начала 90-х годов, когда пациента перед приемом в больницу снабжали списком необходимых лекарств, гигиенических материалов и прочим, нам не грозит. У нас в академии этого вообще никогда не было. Я уверен, что и в других медучреждениях этого не будет. Мы получаем все по перечню необходимых средств в соответствии со стандартами оказания помощи. В городском здравоохранении, как и в России в целом, максимально все делается для того, чтобы медикаменты и процедуры, определенные медико-экономическими стандартами, гарантировано оплачивались. Это наше достижение, и отступать от этого мы не можем.
- Петербург стал первым городом России, где была создана и законодательно принята система контроля качества медицинской помощи. В чем ее задача? Что больше всего не устраивает жителей города в нашем здравоохранении?
- В нашем городе в 2007 году постановлением правительства "О создании единой системы управления качеством медицинской помощи в Санкт-Петербурге" были утверждены основные положения контроля качества медицинской помощи. Этому предшествовала двухлетняя напряженная работа правительства, законодателей, комитета по здравоохранению, территориального фонда ОМС и ученых двух медицинских академий города. С 1 января 2009 года в силу вступил закон "О контроле качества медицинской помощи в Санкт-Петербурге".
Основная задача контроля качества - добиться высокого уровня медицинской помощи, соответствующего современным стандартам и, как следствие, улучшения результатов лечения граждан, снятие социальной напряженности в сфере здравоохранения из-за неудовлетворенности результатами действий медиков. Ближайшие цели всем хорошо известны - это реализация национального проекта "Здоровье".
Система управления качеством позволяет оценить работу конкретных врачей с конкретными пациентами, затем отделений и больниц, выходя на уровень города в целом. При этом сразу видны все проблемы, которые целенаправленно решаются. Так, мы начинали с неотложной хирургической помощи, продолжили в сфере акушерско-гинекологической и онкологической помощи. Сейчас на повестке дня проблема повышения качества и результатов оказания помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Задачи созданной системы можно видеть и в другой плоскости: пациенты должны быть защищены от неквалифицированной помощи медицинских работников, а медицинский персонал - от необоснованных претензий по поводу ненадлежащего качества различных видов помощи, а это уже вопросы юридические и финансовые.
Для прямого контакта с горожанами сегодня работает телефон "горячей линии" комитета по здравоохранению, по которому каждый может позвонить и высказать свои претензии по всему спектру медицинских проблем. Как правило, жалобы касаются вопросов размещения и условий содержания в стационарах, реже отношения медперсонала, вынужденной закупки некоторых лекарств, или проблемы с лекарственными средствами для льготников. Отчетливо меньше стало жалоб на денежные поборы и вынужденные закупки препаратов.
- Наверное, больше всего недовольства у горожан вызывают именно очереди в поликлиниках, необорудованность приемных отделений, состояние наших больниц, стационаров. Это тоже относится к качеству медпомощи?
- Да, относится. Хотя, это вопрос не к специалисту, отвечающему за соблюдение медицинских технологий и выполнение стандартов оказания помощи, а к организаторам здравоохранения, к главным врачам лечебно-профилактических учреждений и лицам, ответственным за материально-техническое развитие лечебных центров. Безусловно, вопросы приема, размещения, в тех же стационарах, где порой палаты перегружены, а то и вообще бывает, койки в коридоре, все это компоненты качества медицинской помощи, которые формулируются в законе Санкт-Петербурга в качестве такого критерия как "удовлетворенность потребителей медицинской помощи".
Можно сделать блестяще: операцию, восстановить больного после нее, выписать на своих ногах, но человек выйдет из стационара и будет жаловаться на неудовлетворенность бытовыми условиями, невнимательность кого-то из персонала, вот вам и "ложка дегтя". Вот здесь работы очень много, особенно в вопросах деонтологии и этики. И сегодня эти проблемы озвучиваются на горКЭК, как недостатки в организации оказании помощи. Вообще, я согласен, что когда такое происходит - это ненадлежащее качество, это - безобразие.
- Кстати, еще одним революционным направлением в Петербурге многие называют создание Третейского суда по медицинскому страхованию и здравоохранению...
- Да, такой суд создан при Торгово-промышленной палате Петербурга и возглавляет его депутат Законодательного собрания профессор Игорь Владимирович Тимофеев. Это высокопрофессиональный арбитражный негосударственный орган, наивысшая инстанция решения спорных вопросов. Сфера его деятельности - разрешение споров между страховыми компаниями и лечебными учреждениями, рассмотрение жалоб и исков пациентов через страховые компании и много другое, за исключением случаев нанесения вреда здоровью. Последнее - компетенция государственных юридических органов. Но это все решение спорных вопросов. Третейский суд в них ставит окончательную точку. Но, как правило, в управлении качеством до суда дело не доходит, поскольку налажена система работы. Все начинается с лечебного учреждения.
Первичная оценка качества, его соответствия стандартам и протоколам оказания помощи, производится внутриведомственной экспертизой с использованием автоматизированной системы. Кроме того, может проводиться независимая вневедомственная экспертиза специалистом, включенным в городской регистр экспертов. В принципе, этот вид экспертизы проводится во всех случаях, когда к нам обращаются с жалобами, и не только сами пациенты, но и страховые компании.
Особое значение для управления качеством медицинской помощи имеет целевая или тематическая экспертиза. Например, мы определяем по жалобам или исходам лечения, что не очень хорошо обстоят дела при оказании помощи онкологическим больным. Собирается группа подготовленных экспертов, которые проводят экспертизу качества всех заявленных случаев по всем стационарам этого профиля, выявляя все ошибки, недочеты. После этого в комитете здравоохранения принимаются обоснованные управленческие решения, как исправить положение, чего недостает: организации, аппаратуры или уровня подготовки?
Важно, что специалисты, привлеченные к экспертизе, в целях объективности работают инкогнито, не озвучивая свою фамилию под ее результатами. Это профессионалы, допущенные к такому виду деятельности совместным решением комитета по здравоохранению, ТФОМС, ассоциацией специалистов по профилю или главным специалистом комитета здравоохранения по профилю. Заключение подписывают только организаторы экспертизы.
Следующая ступень - городская экспертная комиссия и в самом крайнем случае, когда заинтересованные учреждения и лица не согласны с ее выводами - следует обращение в Третейский суд.
- Вопрос, может, и банальный, но его приходится довольно часто слышать, когда попадаешь в лечебные учреждения: как отличить хорошего врача от плохого?
- Ну, вы же по наитию можете отличить хорошего человека от плохого? Вот и здесь. Внимание, забота, ответственность, культура, результат обследования и лечение. Потом хороший врач - он всегда психолог, в нужный момент может найти для пациента то слово, которое надо сказать. И если врач способен найти такое слово, то… все понятно. А в отношении профессионализма? Да, рядом опытные профессионалы, которые не допустят совершить значимых ошибок молодым докторам.
А вообще, лучше не болеть и сохранять душевное спокойствие. Тогда никакой кризис не страшен.