Современная школа сталкивается все с новыми вызовами, которые связаны и с распространением технологий искусственного интеллекта, и с изменениями демографической ситуации в России. Ректор Российского государственного университета (РГПУ) им. А.И. Герцена Сергей Тарасов в беседе с "Интерфаксом" рассказал, какими компетенциями должен обладать современный учитель, как быть с ростом академической нагрузки на детей, стоит ли сделать школьный урок дольше 45 минут и что может произойти с потребностью в педагогах в пятилетней перспективе.
- Сергей Валентинович, одной из ключевых причин выгорания молодых педагогов в школе часто называют административную нагрузку. Ранее Герценовский университет анонсировал новый курс "Школоведение", призванный помочь учителям с практическими вопросами. Что из этого вышло?
- Школоведение - не официальное, рабочее название. Вместе с другими вузами мы разработали почти 200-часовой модуль, который, помимо введения в профессию, дает нормативно-правовые основы деятельности педагога. Он затрагивает чисто практические задачи, связанные работой, например, классного руководителя: как заполнить электронный журнал, проводить родительские собрания, оказать психолого-педагогическую поддержку ученикам. Модуль призван погрузить студентов в их будущую жизнь в школе, познакомить с некоторыми нюансами.
К преподаванию курса мы приглашаем директоров школ, опытных специалистов, которые могут дополнить теорию важными наблюдениями и рекомендациями из профессиональной практики. Все это делается с одной целью: чтобы специалист не растерялся, когда придет работать. Ведь в школе приходится исполнять множество ролей - преподавателя, дежурного учителя, классного руководителя. Чтобы облегчить эту задачу, модуль уже поэтапно вводится с 1 сентября.
Мы уделяем большое внимание практической подготовке студентов, причем не только за счет роста доли тренингов, но и за счет приглашения на мастер-классы действующих профессионалов, включая российских учителей года. Многие из них - наши выпускники, и они не теряют связи с университетом.
- Современные технологии помогли бы справиться с рутиной?
- Да, мы живем в эру искусственного интеллекта. ИИ может очень хорошо справляться с рутинной работой: подбирать литературу, генерировать предварительный контент по запросу, помогать проверять домашние задания. И это отличный предмет для обсуждения с учениками на уроках: как правильно применять ИИ.
Искусственный интеллект может быть опорой и для исследователя. Я знаю, что в ряде вузов запрещено пользоваться нейросетями. Говорят: "Боимся плагиата". Герценовский университет не боится. Нейросети входят в жизнь человека, студента, преподавателя. Наступила эпоха постплагиата, когда уходит классический авторский текст. Но от собственного разума мы никуда не уйдем, потому что он привносит фактор жизненного опыта, ценности, эмоции, которых нет и, скорее всего, не будет у ИИ. Поэтому все зависит от того, какие задачи ты формулируешь. Если они разумны, то ИИ может стать поддержкой. А запрещать его бессмысленно - нужно брать и пользоваться. Возглавить это движение.
- Будете ли вводить в вузе дисциплину по использованию в работе нейросетей?
- Да, но в формате практикумов для студентов. В следующем году мы также выносим на ученый совет вопрос об утверждении политики в отношении искусственного интеллекта в вузе. По сути, она уже реализуется, но мы хотим коллегиально договориться, каким образом подходить к этой теме на уровне университета.
- Вы упомянули потребность для учителя оказывать психолого-педагогическую поддержку ученикам. Такие явления, как буллинг, сложности в коммуникации требуют от педагога серьезных компетенций. Считаете ли вы необходимым усилить это направление в педвузах? Какие навыки должны стать обязательными для учителя?
- Мы уже усилили это направление: в 2025 году коллектив Герценовского университета издал учебник по психологии для педвузов. Там собрано все, о чем вы спрашиваете. Учитель должен владеть так называемыми проектировочными, нежесткими диагностическими методиками - считывать информацию о состоянии класса с помощью ряда вопросов.
- Помимо психологических сейчас говорят и о когнитивных проблемах у детей: академическая нагрузка растет, отмечается снижение базовых навыков, например, удержания внимания. С чем, на ваш взгляд, связана эта тенденция и что можно противопоставить?
- Серьезные масштабные исследования на эту тему только начинаются. Да, мы знаем, что уже в 1970-1980-е годы внимание ученика сохранялось максимум в течение 20 минут. Дальше надо было переключать вид деятельности. Сейчас Российская академия образования вместе с Герценовским университетом проводит популяционные исследования: берем тысячи ребят с 1 по 11 классы, частично затронули и студентов. Пока выводы делать преждевременно, есть лишь наши впечатления и некоторые экспертные оценки.
- В чем они заключаются?
- Пока появляются лишь первые статьи, но есть впечатление, что действительно снижаются когнитивные процессы, эффективность удержания внимания. Но мы об этом можем судить и по себе. С доступностью новых технологий легче взять планшет или телефон, чем долго на чем-то сфокусироваться. В этом смысле книга в современном мире - спасение, она "замедляет". И если хочется, чтобы вечером голова не болела, лучше отложить телефон и взять книгу, чтобы с хорошим настроением перейти ко сну. Я люблю, чтобы у меня на столе было сразу несколько книг - совершенно разноплановых.
- К слову о книгах: школьные учебники часто критикуют за устаревший контент и несовременный формат. Насколько радикально, по вашему мнению, нужно их осовременивать и готов ли РГПУ им. А.И. Герцена как ведущий педагогический вуз стать центром разработки новых образовательных материалов?
- Я вхожу в экспертный совет по учебникам, наши эксперты привлекаются к их оценке. На мой взгляд, сейчас абсолютно правильный подход - это сокращение количества учебников, заказ на учебники. Хорошо и то, что проходит их общественное обсуждение.
Но думаю, что одна из ключевых проблем современного образования - как вузовского, так и школьного - это отбор содержания. Что нужно изучать? Должен школьник заучивать годы и особенности правления Ярослава Осмомысла в Галицко-Волынском княжестве или все-таки оставим это для историков-профессионалов? Это субъективное мнение, но какими-то темами хочется пожертвовать, развернув другие. Например, одна из таких тем, на мой взгляд, - это подвиг Ленинграда в годы блокады. Это уникальное явление в истории цивилизации, и полторы-две страницы текста в учебнике, я считаю, недостаточно.
В целом же школа не должна возводить в абсолют так называемые академические успехи учеников. Академические знания возведены в ранг абсолютной ценности, причем не школьниками или родителями, а как раз авторами учебников и программ. Как правило, это узкие специалисты. Конечно, они обладают огромными знаниями и, конечно, пытаются вложить как можно больше в голову бедного ученика. Но ведь у каждого свои индивидуальные возможности - не только физические, но и когнитивные, интеллектуальные. Если я увижу штангу в 200 килограммов, я же не буду пытаться ее поднять. И если кто-либо не виртуоз в физике, математике, химии или английском языке - дайте ему печь в школе пирожки, может, он станет прекрасным поваром. Школа еще и про спорт, и про прикладные предметы, она должна дать возможность попробовать себя в разных областях. Перекоса в сторону науки быть не должно.
- В последнее время активно обсуждается, что стандартная 45-минутная продолжительность урока не соответствует возможностям концентрации внимания современных детей. Может, стоит уменьшить время урока?
- Это дискуссионный вопрос, на который сложно дать однозначный ответ. 45 минут урока - это мгновение для учителя. За это время он решает огромное количество задач. К нему приходят после физкультуры, хора, и в первые минуты нужно настроить класс на работу, еще 10-15 минут - проверка домашнего задания, закрепление. Затем учитель должен сразу перестроить план урока, исходя из понимания, насколько материал усвоен. Он может быть вынужден посвятить время восполнению лакун. На новый материал отводится примерно 20 минут. Его нужно преподать, каким-то образом расцветить, особенно если говорим о новых технологиях, будь то ИИ или нечто иное. И осталось 5-10 минут, чтобы "отсканировать", как освоено новое содержание, что-то подправить, и - что очень важно - дать домашнее задание с комментарием его выполнения. За 5 минут это сделать невозможно. Вдобавок еще и завершить урок на эмоциональной ноте.
Поэтому многое зависит от педагогического мастерства учителя. Если процесс выстроен профессионально, то и 45 минут пролетают на одном дыхании. В полной тишине звенит звонок, и никто никуда не срывается, все под впечатлением от урока: и учитель, и - что самое главное - ученики.
- Тогда, может быть, стоит, напротив, урок расширить, добавить время?
- Думаю, не надо увеличивать. Все-таки ключевая единица - это урок. Если учитель профессионален, он так выстроит эти 45 минут, что задач на потом останется меньше. Ведь фактически домашнее задание - это во многом решение вопросов, не решенных на уроке.
- Объем домашних заданий тоже часто вызывает жалобы. Существует предложение перенести выполнение основной его части на школьное время, чтобы снизить нагрузку на семью. Как вы относитесь к модели "урок + выполнение задания в школе" и насколько она реализуема в российской системе?
- Мне лично эта модель нравится. Дома нужно делать минимум. Ребенок много времени проводит в школе, родители - на работе, необходимо дать детям и родителям время пообщаться. Если мы говорим о здоровой семье, мне кажется, они истосковались по общению друг с другом. Конечно, надо сделать так, чтобы домашние задания не мешали семье жить. Что для этого нужно сделать? Подготовить таких педагогов, которые за эти 20 минут, о которых мы говорили, смогут и хорошо подать новый материал, и закрепить его, и увидеть лакуны, скорректировать их.
При этом выйти за дверь школы и забыть - тоже крайне неэффективный подход. Домашнее задание обязательно должно быть, но оно должно быть компактным и очень результативным. Дома нужно отрефлексировать, вспомнить, что произошло на уроке.
- В 2025 году Герценовский университет отчитался о рекордном конкурсе, что говорит о росте интереса к профессии, хотя нехватка учителей сохраняется. Когда, по вашим прогнозам, удастся с дефицитом справиться?
- Думаю, что в среднесрочной перспективе этот вопрос будет решен. Ситуация динамично развивается. Мы понимаем, что количество детей к 2030 году будет снижаться и может возникнуть даже избыток преподавателей. Но, думаю, не возникнет. Подключается и продленный день, и дополнительное образование, и помощь в подготовке домашних заданий, работа с родителями, консультации. Кроме того, если ребята мотивированы и здоровы, то 25-30 человек в классе - нормально, хотя хотелось бы поменьше. Но когда есть ученики с особенностями здоровья, а таких все больше, то требуются малые группы, коррекционные подходы, специальные педагоги и психологи, иногда индивидуальное обучение. Поэтому, да, вроде бы количество детей сокращается, а потребности - образовательные, психологические, специальные - расширяются. Но это та сфера, которая поглотит любое количество специалистов, были бы специалисты хорошие.
- Каким вы видите портрет такого специалиста, образцового выпускника Герценовского университета 2025-2030 годов?
- Это человек созидающий, стремящийся вместе с учениками идти в будущее, опираясь на традиции. Человек открытый, искренний и одновременно профессионально подготовленный.
Самое важное и интересное — "Интерфакс-Россия" в МАХ
Почти 2% школьных классов закрыты в Петербурге на карантин по ОРВИ