Уходящий год стал, пожалуй, самым стрессовым для российского турбизнеса. Массовые банкротства операторов, уход с рынка крупных игроков, ослабление курса национальной валюты сделало недоступным выездной туризм для многих. Но в таких условиях приезд в нашу страну из-за рубежа стал более привлекательным. О том, какие меры предпринимает специализированный пассажирский порт Петербурга "Морской фасад" для популяризации круизного туризма, для создания конкурентных преимуществ именно российских портов перед западными в интервью агентству "Интерфакс Северо-Запад" рассказал руководитель ОАО "Пассажирский Порт Санкт-Петербург "Морской фасад" Серик Жусупов.
- Серик Даирович, в этом году для судов впервые действовали 50-процентные льготы на портовые сборы и услуги "Морского фасада" при заходе в порт до 30 апреля и после 1 октября. Каков был эффект от этого введения, был ли спрос и планируется ли продлить скидки на будущий сезон?
- В этом году этой льготой первый раз воспользовались два судна: это Discovery, которое зашло 26 апреля, и Marco Polo - в октябре. Они воспользовались скидками и в отношении общих портовых сборов, и в отношении платежей, которые мы взимаем. Судовладельцы были очень довольны.
Мы вышли с инициативой продлить скидки на следующий год. Росморпорт ее уже поддержал, сейчас она рассматривается в федеральном агентстве (морского и речного транспорта - ИФ), и я думаю, что агентство нас тоже поддержит. Тем более что это инициатива не только наша, но и всех балтийских портов - создавать привлекательные условия в низкий сезон, тем самым дольше задерживая круизные суда в нашем регионе, чтобы они позже уходили в Средиземноморье.
- Когда будет принято решение о сохранении или упразднении скидок?
- Думаю, что в ближайшее время. В расписании на следующий год у нас уже на октябрь стоит 4 судна.
Я считаю, необходимо в целом обеспечить определенную стабильность предоставления этих льгот. Чтобы федеральное агентство установило их не на год, а на три года, и мы могли продвигать это как продукт. Потому что говорить о годе, когда глубина планирования 2-3 года, не совсем эффективно.
- То есть вы просили сразу на 3 года?
- Да, но пока, скорее всего, решение будет принято опять на год. Тем не менее, если не будет скидки по портовым сборам, мы все равно будем предлагать судам свои услуги, предусматривая возможность льгот.
- Порту уже 6 лет. Планируется ли какая-либо модернизация?
- Обновления идут постоянно. В настоящее время модернизируем систему освещения, систему безопасности, автоматизированного контроля за зданиями.
-А что касается причальной инфраструктуры, недавно вы говорили о том, что планируется возвести дополнительные сооружения на 6-7 причалах, чтобы улучшить параметры единовременного приема в порту крупных круизных судов. Какой объем инвестиций потребует этот проект
- Мы сейчас уже можем принимать большие суда, в этом году у нас четырежды была максимальная загрузка. В целом инфраструктура это позволяет. Но дело в том, что когда к нам заходят 7 судов единовременно, возникают определенные ограничения по их общей длине. Сейчас нам приходится принимать исключительные решения и обеспечивать особые условия швартовки, которые требуют сокращения расстояния между судами и дополнительных мер предосторожности. Реализовав проект, мы сможем увеличить общую длину принимаемых судов на 120 м, то есть единовременно на одной линии 6-7 причалов мы сможем принимать два судна по 330 м. По предварительной оценке, это потребует порядка 125 млн рублей, но точная цифра появится, когда будет готов проект.
- Когда вы намерены закончить работу?
- Рассчитываем в 2016 году.
- Расскажите, пожалуйста, как складывается ситуация с созданием рядом с вами речного порта?
- Это не наш проект, отдельное юридическое лицо. Но здесь важно не наименование, а услуга. И если говорить об услуге, то уже в этом году мы будем прорабатывать варианты отправки от порта водным транспортом пассажиров в город.
- Как вы считаете, в чем сложность с обеспечением регулярной доставки туристов в город по воде? Почему так долго город этим занимается и не может найти постоянный механизм?
- Все упирается в инфраструктуру, которой нет. Наша предназначена для международного судоходства, и на тех причалах, которыми располагаем мы, принять речные суда технически и технологически невозможно, так как у нас расположен пункт пропуска (через госграницу - ИФ).
У нас есть задача найти возможные варианты, и нам предстоит ее решить, используя нашу либо прилегающую инфраструктуру. Конечно, услуга будет востребована, особенно учитывая планы по ограничению движения на Васильевском острове из-за строительства метро и ремонта Тучкова моста. Думаю, к концу января мы уже поймем перспективы организации такого водного сообщения.
- В конце ноября вы озвучивали прогноз роста пассажиропотока порта в 2015 году на 3-5%. На чем базируются ожидания положительной динамики?
- Да, мы рассчитываем увидеть рост 3-5%. Число судозаходов сокращается, в 2015 году в расписании их 227 (в 2014 году пассажирский порт принял 234 круизных и 5 паромных судов - ИФ), но растет вместимость судов. Например, к нам в следующем году зайдет уже 3 судна длиной 330 м, и все не по одному разу.
- На работе не сказались ни санкции, ни валютная динамика?
- Наоборот, резкое падение рубля делает въездной туризм более привлекательным.
- А негативный фон в прессе, который некоторые участники рынка называют одним из ключевых факторов падения въездного потока?
- Этот фон, если и есть, то создается в политическом плане, а не в общечеловеческом. Кроме того, мне кажется, что как круизное направление Балтийский регион находится достаточно далеко от южного, где вопрос безопасности, возможно, стоит острее.
Но, прежде всего, прогноз на увеличение обусловлен общей динамикой, общим желанием людей путешествовать, больше узнавать, больше видеть. Кстати, круизный туризм становится одним из популярных и быстрорастущих видов туризма для россиян. В абсолютных цифрах прирост не такой большой, но в процентах это около 50% в 2014 году.
В этом плане нам совместно с правительством необходимо рекламировать Санкт-Петербург в России и СНГ не только как отдельное направление, а совокупно с возможностью последующего круизного туризма. Доносить идею, что можно приехать в Санкт-Петербург, посмотреть сам город и отправиться в круиз по Балтийскому морю, посетить страны Западной и Северной Европы. Это обеспечит Петербургу большую привлекательность.
Поэтому основная задача, которой мы будем заниматься совместно с комитетом по туризму, комитетом по транспорту - это создание новых туристских продуктов, которые используют новые возможности города, в том числе пассажирский порт и аэропорт.
Вы знаете, что многие москвичи, особенно молодого поколения, даже не бывают в Петербурге, при том что, я уверен, что в Париже, Риме и Ницце они были. Но им можно рассказать, что они могут приехать в Петербург, получить хорошую гостиницу, посетить хорошие экскурсии, а затем за небольшие деньги могут отправиться еще в 4 столицы - Стокгольм, Хельсинки, Таллин и Ригу. Вот эту идею необходимо продвигать.
Необходимо готовить совместные продукты с комитетами, с перевозчиком St.Peter Line, потому что в конечном итоге на российских и международных выставках нельзя привлечь никого хорошей транспортной инфраструктурой. Она сама по себе никому не нужна: наши 7 причалов, вокзалы, пункты досмотра никого не интересуют. Это только необходимые условия продажи продукта.
Город нуждается в сбалансированной и согласованной политике по продвижению туристского продукта "Город Санкт-Петербург", составными элементами которого являются его внешняя транспортная инфраструктура, улично-дорожная сеть, парковки, потому что это первое, с чем сталкивается турист.
Но надо учитывать конечную цель туриста. Все должно быть взаимоувязано. Мы недавно договорились о создании некоммерческого партнерства, объединяющего крупнейшие компании, которые занимаются круизным бизнесом. Эта идея получила поддержку как Ростуризма, так и комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга. Это важный шаг на пути к созданию интересных продуктов, которые, среди прочего, возможно, получат определенную аккредитацию со стороны города.
Допустим, компания сообщает городу о том, что она предлагает некий турпакет. Город, в свою очередь, его аккредитует и в рамках этой аккредитации создает определенные условия для его реализации, включая создание и развитие необходимой инфраструктуры, изменение режима работы туристских объектов. Все это для того, чтобы создать необходимые условия для привлечения туристов, обеспечить их комфортное пребывание в городе и выгодно продать туристский продукт.
- То есть вы считаете, что существующего взаимодействия города с туроператорами не достаточно?
- Надлежащего - нет. К сожалению, туроператоры вынуждены все туристские продукты продвигать самостоятельно.
- Кто входит в некоммерческое партнерство?
- Крупнейшие компании в этом сегменте рынка: Arctur, Baltic Travel, St.Peter Line, Inflot Worldwide и мы. Это как учредители, но думаю, что со временем к нам присоединятся и другие компании. У нас есть большая надежда, что совместно с комитетом по туризму, по транспорту, с другими комитетами мы сможем объединить силы и создать единый туристский продукт, который поддерживал бы город и создавал необходимые условия для его эффективной реализации.
Еще раз подчеркну, город здесь должен играть основную, политическую роль. Он должен определить основные, приоритетные туристские продукты, которые необходимо продавать.
Сегодня у нас много туркомпаний, но знаем ли мы, какие продукты они предлагают, что показывают в городе? Я не исключаю того, что какие-то туроператоры, предлагая некачественный продукт, тем самым только создают антирекламу нашему городу.
- Не получается ли, по вашим словам, что по большому счету существующая индустрия въездного туризма в городе некомпетентна?
- Нет, я так не считаю. Я говорю, что она не публична. Ее нужно делать публичной. В конечном счете, продукт создает туркомпания, используя то, чем располагает город. Поэтому город должен "предлагать себя", это должна быть его политика. Он должен создавать туристский продукт и условия, чтобы его можно было эффективно реализовать. Должна быть координация, и, может быть, некоторые продукты должны иметь приоритет.
- Тогда встает вопрос, как решать, кому отдавать этот приоритет?
- Это уже другой вопрос. Надо сначала создать продукт, а потом уже говорить о приоритетах.
- Возвращаясь к порту. Когда он получит грузопассажирский статус?
Я полагаю, что распоряжение правительства выйдет в I квартале 2015 года. Это закономерный этап развития порта. У нас есть основная инфраструктура для приема паромов, но необходимо дополнительное обустройство: это досмотровые комплексы, весы и т.д.
- Сколько времени пройдет после выхода распоряжения, прежде чем вы начнете принимать грузы?
Это будет синхронизировано со строительством центральной части ЗСД. Думаю, где-то в III квартале 2016 года.