Мурманск впервые стал местом проведения заседания президиума государственной комиссии по развитию Арктики под руководством вице-премьера РФ Юрия Трутнева. Какие проекты Мурманской области были поддержаны, что ожидает порт Мурманск и для чего необходимо объединение трех заводов ОСК в Арктический центр судостроения и судоремонта в интервью "Интерфаксу" рассказала заместитель губернатора Ольга Кузнецова.
- Ольга Александровна, 17 декабря Мурманск впервые принимал Госкомиссию по развитию Арктики. Что стало главным итогом заседания президиума для Мурманской области?
- В повестке заседания президиума Госкомиссии по развитию Арктики было несколько важных для нас вопросов. Первый - блок законопроектов, которые касаются арктических льгот для бизнеса. По информации министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики, данный блок законопроектов внесен в правительство РФ, где он пройдет процедуру согласования. Ожидается, что Госдума в апреле 2020 года примет его в первом чтении. Для наших предпринимателей это дает существенные льготы, которые разделены на пять блоков по направлениям. В первую очередь, это снижение по страховым платежам с 31% до 7,6% для проектов малого бизнеса и проектов стоимостью от 10 млн рублей. Это снижение налога на добычу полезных ископаемых для нефтегазовых проектов. Для добычных проектов, твердых полезных ископаемых предусмотрена льгота на снижение НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых - ИФ) на объем стоимости инфраструктуры для реализации проекта или субсидия на инфраструктуру.
- Юрий Трутнев также объявил, что в Мурманской области будет создана территория опережающего развития (ТОР). В какие сроки вы ожидаете выхода соответствующего постановления правительства РФ и какая территория войдет в ТОР?
- Мы получили поручение вице-премьера проработать создание ТОР в Мурманской области. В первую очередь, рассматриваются два проекта в высокой степени готовности - проект компании "НОВАТЭК" по созданию Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС) и проект строительства угольного терминала "Лавна" в рамках Мурманского транспортного узла. В течение месяца необходимо предоставить предложения по созданию ТОР и мы уже активно ведем работу с Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики и инвесторами по подготовке заявки. В срок до 15 января предложение по созданию ТОР должно зайти в правительство РФ.
Минфину предстоит оценить эффективность создания ТОР, мы надеемся, что это согласование пройдет быстро, точные сроки не назвать. Сейчас мы обсуждаем, что режим ТОР будет распространяться на Мурманск и Кольский район, где реализуются первоочередные инвестпроекты. В дальнейшем мы планируем ее расширить, чтобы в ТОР вошла вся территория, прилегающая к акватории Кольского залива.
Нужно добавить, что после ознакомления с нашим потенциалом, а Юрий Петрович посмотрел все крупные проекты, которые реализуются в пределах территории порта Мурманск, он сам предложил создать режим свободного порта по аналогии с портом Владивосток. Для нас это очень важно, потому что этот режим направлен на тех, кто больше работает с внешнеэкономическими операциями, в первую очередь, на наши рыбопромышленные компании. Режим предусматривает наличие свободной таможенной зоны и другие преференции. Мы уверены, что это позволит реализовать различные проекты, связанные с развитием порта Мурманск.
Также обсуждался проект инфраструктурного развития Севморпути. Хотя мы географически не относимся к акватории Севморпути, Мурманск рассматривается как западные ворота Севморпути, и в рамках плана "Росатома" предусмотрено создание в Мурманске, как и на Камчатке, международного порта-хаба.
- В Мурманской области расположены опорные базы "Роснефти", "Газпрома", "НОВАТЭК" строит ЦСКМС. В планы региональных властей входит их объединение в некий централизованный кластер?
- У нас есть проект создания в Мурманске береговой базы обеспечения шельфовых проектов, который мы также вчера представляли. Стоит задача по активизации работ на шельфе в рамках стратегии развития Арктической зоны РФ - это и разведочные работы, и добыча углеводородов на шельфе. Сейчас этим активно занимается только "Газпром нефть", и все обеспечивающие операции на шельфе осуществляются из Мурманска, кроме того, компания "Газпром геологоразведка" имеет здесь базу и обеспечивает бурение, обслуживание буровых установок, снабжение. Наша задача - объединить это в одну территорию, централизовать все функции по обслуживанию судов снабжения, буровых установок, по хранению буровых растворов и других необходимых элементов для обеспечения разведывательного бурения, добычи.
Эта идея тоже 17 декабря была поддержана, поэтому мы продолжаем работать над этим проектом совместно с компаниями, которые ведут работу на шельфе. Компании заинтересованы, потому что для них кластер означает оптимизацию издержек. В случае введения режима свободного порта будет еще дополнительная экономия.
- Решен ли вопрос о досрочном финансировании для создания испытательного полигона нефтегазового оборудования, о котором шла речь в ноябре на координационном совете Минпромторга в Заполярье?
- Такой вопрос рассматривается и соответствующее поручение есть. Сейчас федеральные органы власти, которые отвечают за эту программу, ведут работу по анализу возможности внесения изменений в госпрограмму. Пока он (испытательный полигон) предусмотрен на 2023 год, но мы уже ведем работу с потенциальными операторами этого испытательного полигона. Логика заключается в том, чтобы на территории арктического региона сделать базу для испытания продукции, которая будет работать в Арктике - от промышленной продукции и до одежды, спецодежды, обуви, шин, специального оборудования. У нас уже был опыт в Терском районе, когда лопасти для ветряков, произведенные без испытаний в условиях Арктики, проработали недолго и их пришлось заменять.
Это востребованная функция и в соседних странах, к примеру, в Финляндии, такими полигонами многие компании активно пользуются. Поэтому мы такую работу продолжаем и надеемся, что в ближайшее время решение будет нормативно закреплено.
В перспективе мурманский полигон сможет принять все компании, которые производят продукцию для Арктики и работают в России.
- Мурманские ученые будут задействованы в работе полигона?
- Думаю, что да, потому что Кольский научный центр РАН уже занимается такой работой, у них есть испытательные элементы для испытаний технологий. Конечно, их опыт в рамках полигона будем применять.
- Ранее во время визита главы Минпромторга РФ Дениса Мантурова в Мурманск прозвучало, что три завода ОСК будут объединены в Арктический центр судоремонта и судостроения (АЦСС). Как это повлияет на экономику Заполярья, положение мурманских судовладельцев, загрузку трех заводов?
- Мы выступили с таким предложением в связи с тем, что объем судоремонта мурманских судов оценивается в сумму около 2 млрд рублей в год, но по факту объем судоремонта, который судовладельцы заказывают на территории Мурманской области, составляет около 500 млн рублей. То есть мы недополучаем порядка 1,5 млрд рублей, которые наши судовладельцы направляют на ремонт в России и за рубежом, в основном, в Прибалтике и Норвегии. Чтобы вернуть наших судовладельцев, замотивировать их на судоремонт здесь, мы выступили с этой идеей. АЦСС позволит оптимизировать издержки и сконцентиривать предприятия, чтобы они были зарегистрированы в Мурманской области, а не являлись филиалами, чтобы наладить подготовку кадров для всех судоремонтных предприятий.
Эта идея поддержана. Сейчас вместе с Минпромторгом мы работаем над структурой проекта, потому что реорганизация займет много времени.
Добавлю, что основная проблема судоремонта в том, что кадры устаревают, а новые готовятся медленно. Сейчас сделан упор на подготовку кадров, работу с системой среднего, высшего образования. В рамках Мурманского государственного технического университета мы планируем создать образовательный комплекс, который готовил бы кадры для новых проектов, ведь мы уже сейчас понимаем, какие специалисты будут нужны.
- Почти все затронутые в интервью темы касаются порта Мурманск. Выходит, что восточный берег Кольского залива ожидает преобразование?
- Мы надеемся, что так и будет. Западный берег Кольского залива начал активно развиваться, он очень интересен грузовладельцам в связи с тем, что строится железная дорога (в рамках проекта Мурманского транспортного узла). Конечно, наличие железной дороги даст новый импульс западному берегу, а когда начнется конкуренция, мы надеемся, что компании, владеющие активами на восточном берегу, также начнут модернизироваться и перестраивать свою работу.