Объем иностранных инвестиций в экономику Санкт-Петербурга в 2013 году прогнозируется на уровне $12,5 млрд, инвестиции в основной капитал городской экономики в течение двух лет могут достигнуть 776 млрд рублей. О том, какие отрасли производства в настоящее время являются приоритетными для города, мерах их поддержки и перспективах петербургской промышленности в интервью агентству "Интерфакс Северо-Запад" рассказал вице-губернатор Петербурга Игорь Голиков.
- Игорь Федорович, какая динамика промышленного производства ожидается по итогам года?
- В период восстановления экономики страны показатели промышленного роста в Санкт-Петербурге опережали среднероссийские темпы выпуска промышленной продукции. В настоящее время динамика промышленного производства в Санкт-Петербурге практически повторяет средние значения по стране. До конца года резких колебаний в динамике не ожидается.
- Какие меры планируется принять для улучшения этих показателей в дальнейшем?
- В настоящее время комитетом по промышленной политике и инновациям разрабатывается Концепция развития промышленного комплекса Санкт-Петербурга на период до 2020 года. Её целью является определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе устойчивого развития промышленного комплекса.
Кроме того, в нашем городе реализуется комплексная программа "Наука. Промышленность. Инновации". По итогам прошлого года по данной программе промышленным предприятиям Петербурга были предоставлены субсидии на сумму 126 млн рублей: на возмещение 50% затрат, связанных с уплатой лизинговых платежей за приобретаемое технологическое оборудование, 80% затрат на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, а также для проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
В этом году распределение субсидий планируется в ноябре. В целом улучшению показателей должен способствовать целый комплекс мер, реализуемых городом. В июне на Промышленном совете Санкт-Петербурга мы презентовали губернатору проект регионального промышленного стандарта. Проект предусматривает серьезнейшую структурную реформу и призван оптимизировать и усовершенствовать взаимодействие власти и промышленников. В итоге, проект был одобрен губернатором. Сейчас идет комплексная организационная работа. Уже на следующем заседании Промышленного совета, в ноябре мы планируем рассматривать вопрос о формировании так называемого центра кадрового обеспечения - это один из ключевых институтов, предусмотренных в проекте регионального промышленного стандарта. Создание такого центра должно обеспечить перспективное кадровое обеспечение промышленности Санкт-Петербурга - именно эта задача обозначена перед нами предприятиями и требует скорейшего решения.
- Какие отрасли сейчас являются приоритетными для петербургской промышленности?
- В рамках опять же регионального промышленного стандарта в дальнейшем будет реализован и такой важный инфраструктурный элемент, как Центр кластерного развития. Его задача, в первую очередь, - координация и административная поддержка субъектов промышленности, имеющих потенциальную возможность для объединения в кластеры.
Ряд регионов (Татарстан, Калужская область) уже достиг в реализации этого направления положительной динамики, подтвердив состоятельность и перспективность таких преобразований. В настоящее время в промышленном комплексе Санкт-Петербурга можно идентифицировать ряд кластеров, формирующихся на базе отраслей городской промышленности и находящихся на разных стадиях развития.
В городе есть традиционные отрасли - это судостроение, радиоэлектроника, машиностроение. За годы своего существования в этих отраслях накоплен значительный потенциал, в первую очередь - кадровый. Конечно, мы развиваем и относительно новые для города отрасли, в частности автомобильный и медико-фармацевтический кластеры.
Особое предпочтение отдается перспективным, высокотехнологичным и наукоемким, инновационным предприятиям. Принципиальный момент: город не намерен диктовать какие-либо обязательные схемы создания кластеров. Есть объективно приоритетные и перспективные отрасли, которые очевидно полезны городу. Само собой, мы готовы и будем корректировать их перечень в соответствие с актуальной ситуацией.
В случае если Минэкономразвития РФ продолжит практику проведения конкурсов по отбору пилотных инновационных территориальных кластеров, Санкт-Петербург, безусловно, будет в них участвовать.
- Что планируется делать для привлечения инвесторов, специализирующихся на высокотехнологичной продукции в различных отраслях?
- Одним из инструментов правительства Санкт-Петербурга по привлечению инвесторов, специализирующихся на выпуске высокотехнологичной продукции, является уже упомянутая комплексная программа "Наука. Промышленность. Инновации" на 2012-2015 годы. Финансовую поддержку инновационной деятельности оказывают региональные фонды предпосевных и венчурных инвестиций, сформированные за счет средств бюджета Санкт-Петербурга. Кроме того, субъектам РФ предоставляются субсидии из федерального бюджета. В городе реализуется также программа по субсидированию затрат организации на формирование комплекта заявки для получения финансирования из институтов развития. Кроме того, существуют мероприятия по стимулированию участия организаций Санкт-Петербурга в международных программах приграничного сотрудничества.
Уникальной средой для развития инновационного бизнеса, производства научно-технической продукции и вывода ее на российский и международный рынок является "Особая экономическая зона" (ОЭЗ) в Санкт-Петербурге. Совокупность государственных преференций, квалифицированного персонала и растущих потребностей в высоких технологиях делает технико-внедренческую зону привлекательной для производителей высокотехнологичной продукции.
- Если говорить об автомобильной промышленности, нет ли у петербургских автозаводов планов по временным остановкам производства, сокращению рабочих смен и т.д.?
- Согласно информации, имеющейся в комитете по промышленной политике и инновациям, в планах предприятий петербургского автокластера, наоборот, расширение производств. Автомобильные заводы активно расширяются, увеличивают свои мощности, и вопрос подготовки и переподготовки кадров выходит на первый план. Потребность предприятий в специалистах рабочих и инженерных специальностей к 2015 и последующие годы вырастет в разы. В частности, в ходе моей встречи с руководителями компаний-автопроизводителей эти перспективы были озвучены компаниями ООО "Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия", ООО "Джи Эм Авто" и ООО "Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС". Эти компании планируют дальнейшее развитие производства и организацию парка поставщиков автокомпонентов. Это очень важное для нас заявление, поскольку мы заинтересованы в изменении существующей структуры импорта и экспорта в этой отрасли. Наша цель - максимальная локализация производства с возможностью последующего экспорта.
- Продолжаются ли переговоры с компанией Fiat по строительству автозавода в Петербурге или автоконцерн окончательно отказался от этой идеи?
- Еще в 2011 году городом были сформированы предложения по размещению завода Fiat на следующих территориях Санкт-Петербурга: Белоостров (Курортный район), Каменка (Приморский район), Московское шоссе (Пушкинский район), Совхоз им. Тельмана (Колпинский район), Красносельское шоссе (Красносельский район) и Марьино (Петродворцовый район). Данные земельные участки были продемонстрированы представителям Fiat, однако до настоящего времени инвестор не принял решение о размещении завода.
- Нет ли у каких-либо китайских компаний планов по организации сборки автомобилей в Петербурге?
- Сейчас мы активно работаем с китайскими коллегами. В октябре наш город посетила делегация одной из наиболее прогрессивных провинций Южного Китая - Гуандун. Руководитель делегации указал в числе приоритетных направлений сотрудничества развитие совместных инвестпроектов и расширение географии предприятий провинции.
Недавно, в ходе ответного визита в Южный Китай, Санкт-Петербург представил ряд инвестиционных проектов в сфере культуры, промышленности, строительства. Надеемся на интерес к ним китайской стороны - в этом случае стоит ожидать новых совместных проектов.
- Как обстоят дела с выводом промышленных предприятий из центральной части города?
- На сегодняшний день в городе есть производства, которые просто необходимо выводить из центра, например, по санитарным требованиям. Такие предприятия должны размещаться там, где для них может быть сформирована необходимая санитарная зона. Однако, и это наша ключевая позиция - за освобожденными участками должна сохраняться функция промышленного назначения. Существует огромное количество современных инновационных производств, не требующих широких санитарных зон. На таких территориях целесообразно размещать экологически безопасные предприятия.
Например, современные фармацевтические предприятия являются абсолютно экологически безопасными, соответственно, их можно размещать даже в зоне жилой застройки. Одной из основных задач при корректировке планов развития города является сохранение баланса жилых и производственных площадей. В этой связи вспомню европейских лидеров - Англию и Францию. Можно сказать, что сейчас сохранение и даже увеличение промышленных зон в городе - это общемировой тренд. Конечно, немаловажный вопрос - отраслевое наполнение этих городских территорий, предполагающее наукоемкое, инновационное производство. Также следует отметить, что перемещение ряда производств - невероятно затратный и масштабный процесс. Позволить себе потратить несколько сотен миллионов рублей на переезд на новую площадку и подготовку инфраструктуры может далеко не каждое существующее сегодня предприятие.
Обязать компании к переносу производства - в ряде случаев будет означать для них закрытие. Такая недальновидная промышленная политика город ни в коем случаем не устраивает. Естественно, когда в Генеральном плане, например, предусматривается, что с 2015 года нынешняя зона промышленной застройки должна стать общественно-деловой - это вызывает много вопросов. Такие требования должны быть тщательно проработаны и обоснованы.
- Появилась ли какая-то ясность в вопросе строительства новых верфей в Кронштадте, а также в вопросе использования освобождаемых площадей ОАО "Адмиралтейские верфи"?
- Ясность относительно строительства новой верфи на острове Котлин и дальнейшего развития ОАО "Адмиралтейские верфи" появится после утверждения стратегии развития ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК), которая получила неоднозначные оценки со стороны промышленного сообщества. В свою очередь исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга вся предварительная работа по реализации проекта на острове Котлин проведена, в том числе принят в собственность Петербурга земельный участок Минобороны РФ, планируемый к предоставлению ОСК, сформированы заявки о внесении необходимых изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга. Однако со стороны ОСК вся работа по данному вопросу в настоящее время остановлена.
- Когда планируется передать филиалу ОАО "Особые экономические зоны" в Петербурге дополнительный земельный участок?
- В настоящее время практически решен вопрос расширения петербургской ОЭЗ за счет присоединения дополнительного участка площадью более 50 га к площадке "Новоорловская". До конца ноября город направит министерству экономического развития РФ все необходимые документы для оформления территории в федеральное управление. Вопрос о расширении участка "Нойдорф" за счет территорий ОАО "61 бронетанковый ремонтный завод" был проработан администрацией города и поднят на федеральном уровне, однако стоимость переноса завода, заявленная Минобороны в качестве необходимой компенсации, делает этот проект невыгодным для города.