13 ноября. Interfax-Russia.ru - Санкт-Петербургу стоит принять атомный ледокол "Арктика", отправленный в настоящее время на утилизацию, чтобы сделать на его базе музей, сообщил председатель полярной комиссии Русского географического общества, бывший директор музея Арктики и Антарктики Виктор Боярский журналистам на полях конференции "Полярные маршруты Арктики" в рамках Мурманской международной деловой недели.
По словам эксперта, данный вопрос он планирует вновь поднять 15 ноября на заседании у заместителя губернатора Мурманской области. Ледокол в качестве музея может дополнить парк "Патриот" Минобороны России в Кронштадте, считает он.
В.Боярский отметил, что обсуждал будущее "Арктики" с исполняющим обязанности генерального директора ФГУП "Атомфлот" Мустафой Кашкой и генеральным директором-главным конструктором ЦКБ "Айсберг" Александром Рыжковым. По его словам, "Атомфлот" готов "за свой счет подготовить ("Арктику" - ИФ) к буксировке в Петербург", а конструкторское бюро уже предоставило коммерческое предложение по переоборудованию ледокола на базе Кронштадтского завода.
"Цена вопроса 2 млрд - это буксировка, переделка. Потом к этому плюс 60-70 млн рублей ежегодно на поддержание, но по нашему опыту музея 30-40% можно отбить за счет билетов", - отметил В.Боярский.
Также эксперт отметил, что в связи с выемкой паропроизводящей установки атомного ледокола исчезает причина, по которой ранее Петербург отказывался принять ледокол и создать на его базе музей.
Как сообщалось ранее, на судоремонтном заводе "Нерпа" (СРЗ "Нерпа", ЗАТО Александровск, Мурманская область, филиал АО "Центр судоремонта "Звездочка") до 30 ноября 2019 года должны быть завершены все работы по выгрузке атомной паропроизводящей установки "Арктики" с последующим размещением в пункте долговременного хранения радиоактивных отходов "Сайда" Северо-Западного центра по обращению с радиоактивными отходами "СевРАО" (филиал "РосРАО", Мурманская область) и выведением судна из категории радиационных источников. После исполнения контракта атомный ледокол будет передан "Атомфлоту" для "последующей его продажи без разделки".
Контракт на утилизацию силовой установки атомного ледокола "Арктика" был заключен в марте текущего года. Цена контракта составила 919,2 млн рублей.
В июне заместитель генерального директора - директор дирекции Северного морского пути "Росатома", на тот момент гендиректор "Атомфлота" Вячеслав Рукша заявил, что "Атомфлот" готов передать "Арктику" Санкт-Петербургу для создания музейного комплекса. В ходе заседания "Арктического клуба" в Москве В.Рукша сказал, что подходящая площадка есть в Кронштадте.
В ноябре 2016 года первый замдиректора и главный инженер "Атомфлота" Мустафа Кашка, в прошлом более 10 лет ходивший в море на "Арктике", сообщил журналистам, что предприятие надеется сохранить ледокол в качестве музея, но не сможет взять его на свой баланс, так как уже содержит атомный ледокол-музей "Ленин" и ежегодно выделяет на него 50-60 млн рублей. При этом М.Кашка выражал надежду, что если ледокол оставят в качестве музея, "Атомфлот" выполнит работы по его сохранению.
Атомный ледокол "Арктика" - головной ледокол второго поколения. Он был построен на "Балтийском заводе" в Санкт-Петербурге и сдан в эксплуатацию в 1975 году. Длина атомохода составляет 148 м, ширина - 30 м, дедвейт - 23 тыс. тонн. Пропульсивная мощность - 54 МВт.
В 1977 году "Арктика" стала первым атомным ледоколом, достигшим Северного полюса. В 1983 году ледокол участвовал в масштабной спасательной операции в восточном секторе Арктики и вызволил из ледяного плена караваны судов с грузами для Северного завоза. По данным из открытых источников, бедствие терпело 57 судов, удалось спасти все, за исключением затонувшего теплохода "Нина Сагайдак". В 2005 году атомный ледокол "Арктика" установил рекорд, пройдя миллионную милю со дня ввода в строй. С 2011 года судно выведено в холодный отстой.