Северо-Запад / Новости 23 декабря 2013 г. 11:36

КС обязал законодателя конкретизировать норму, определяющую круг лиц, в пользу которых можно отказаться от наследства

Санкт-Петербург. 23 декабря. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - Конституционный суд РФ на заседании в понедельник признал не соответствующим Основному закону страны положение пункта 1 статьи 1158 Гражданского кодекса РФ, препятствующее определению круга лиц, в пользу которого можно отказаться от наследства.

29 мая 2012 года Пленум Верховного суда РФ интерпретировал положения оспариваемой нормы как допускающие отказ от наследства только в пользу тех наследников, которые признаны к наследованию.

"Между тем, пункт 1 статьи 1158 ГК РФ не содержит однозначного круга лиц, в пользу которых можно отказаться от наследства. Таким образом, в нотариальной и судебной практике решение этого вопроса пришло в зависимость от времени принятия постановления Пленума ВС РФ от 29 мая 2012", - говорится в материалах пресс-службы Конституционного суда.

В связи с этим участники наследственных правоотношений оказались в положении правовой неопределенности, что, как отметил КС РФ, подрывает доверие граждан к закону и действиям государства и является недопустимым.

Конституционный суд РФ признал пункт 1 статьи 1158 Гражданского кодекса РФ не соответствующим Основному закону страны и обязал федерального законодателя внести изменения в правовое регулирование правил осуществления отказа от наследства.

Дело заявителя подлежит пересмотру, отметил КС РФ.

"КС посчитал, что, если норма наследственного права может толковаться по-разному, это говорит о содержащимся в ней элементе неопределенности, который должен быть устранен. Чтобы это сделать, нужно, чтобы сам законодатель внес изменения и сказал, какой вариант толкования будет наиболее адекватным в изменившейся правовой реальности", - сказала судья-докладчик по делу Лариса Красавчикова, комментируя журналистам постановление.

Л.Красавчикова добавила, что законодатель вправе решить вопрос по своему усмотрению. "КС воздержался от указания того, какой вариант правильный. Законодатель может по-разному решить этот вопрос, но он должен четко определиться, чтобы не ставить граждан в состояние правовой неопределенности", - добавила судья.