Северо-Запад / Новости 31 марта 2011 г. 11:32

КС РФ подтвердил законность использования "жучков" только спецслужбами

Санкт-Петербург. 31 марта. ИНТЕРФАКС-СЕВЕРО-ЗАПАД - Незаконным признал Конституционный суд РФ производство, сбыт и приобретение специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в свободном обороте, поскольку с помощью таких устройств легко нарушить гарантированные Конституцией права граждан.

Соответствующее постановление провозгласил КС РФ на заседании в четверг. При этом суд указал, что при определении уголовной ответственности за производство, сбыт или приобретение спецсредств именно для негласного получения информации необходимо доказать противозаконность действий и наличие умысла.

Дело касалось определения конституционности ч.3 ст.138 УК РФ. Суд указал, что норма не противоречит Конституции, если уголовная ответственность наступает за производство, сбыт и приобретение спецсредств именно для негласного получения информации, затрагивающей права личности.

Председатель КС РФ Валерий Зорькин пояснил журналистам позицию суда, отметив незаконность спецсредств, закамуфлированных под другие предметы, находящиеся в свободном доступе.

"В развитых государствах распространение специальных технических средств, приспособленных именно для негласного получения информации, не разрешено в свободном обороте. Никто не вправе посягать на фундаментальные права личности. В нашем государстве запрещено и в УК, и в законе об оперативно-розыскных действиях", - сказал В.Зорькин.

"Иное бы привело к тому, что спецсредства сделались бы доступны массовому потребителю, и о тайне личной жизни можно было бы забыть", - добавил председатель КС РФ.

КС на заседании в четверг провозгласил постановление по делу о проверке конституционности статьи Уголовного кодекса РФ, касающейся нарушения тайны переписки и приобретения спецустройств для прослушивания, сообщила пресс-служба суда.

Дело касается ч.3 статьи 183 УК РФ (нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений). Частью 3 предусмотрена уголовная ответственность за незаконные производство, сбыт или приобретение в целях сбыта специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

При этом специальные технические средства запрещены в свободном обороте, их могут использовать только сотрудники правоохранительных органов и спецслужб в ходе оперативной работы. Поэтому изготавливать, покупать и продавать их можно только при наличии лицензии, которую выдает ФСБ. К специальным устройствам относятся, в частности, приборы для негласного получения акустической информации, визуального наблюдения, прослушивания телефонных переговоров.

Поводом к рассмотрению дела послужила жалоба граждан С.Капорина, И.Коршуна, С.Миронова, Ц.Соловьева и А.Трубина. Двое из них были осуждены по оспариваемой статье, трое обвиняются в совершении этого преступления.

Так, предприниматели С.Капорин, Ц.Соловьев и С.Миронов обвиняются в незаконном приобретении и продаже устройств видеонаблюдения, закамуфлированных под бытовые предметы (шариковые авторучки и пульты авто-сигнализаций со встроенными видеокамерами и микрофонами). Предприниматели специализируются на розничной торговле техническими устройствами и купили спецсредства в свободной продаже.

Житель Архангельска А.Трубин в 2008 году был приговорен к 1,5 годам лишения свободы условно: суд пришел к выводу, что изготовленное А.Трубиным устройство (четыре радиомикрофона, смонтированные в футляре от губной помады) входит в перечень специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в ходе оперативно-розыскной деятельности.

К штрафу в размере 200 МРОТ за незаконное производство и продажу устройства дистанционного акустического контроля был приговорен И.Коршун из Зеленограда. Суд посчитал, что предприниматель незаконно разработал свое изделие для негласного получения информации.

Пятеро заявителей в КС полагают, что юридически неопределенные признаки оспариваемой ими нормы трактуются в правоприменительной практике произвольно. Это позволяет любой прибор для получения, передачи и регистрации информации отнести к предмету преступления.