Северо-Запад / Новости 21 августа 2019 г. 19:09

Миниатюрные портреты, украшавшие броши и подвеску супруги Александра III, пополнили коллекцию музея "Царское село"

Санкт-Петербург. 21 августа. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - Музей-заповедник "Царское Село" приобрёл уникальную коллекцию из пяти живописных миниатюр, некогда украшавших броши и подвеску императрицы Марии Фёдоровны, супруги Александра III, сообщает в среду пресс-служба музея.

На портретах изображены ближайшие родственники императрицы - её супруг император Александр III, сын Николай II (в детстве, юности и зрелом возрасте) и императрица Александра Фёдоровна.

Как отмечают в музее, в 1919 году Марии Фёдоровне удалось вывезти из страны часть своих украшений. Позже ее дочь, великая княгиня Ксения Александровна, унаследовала драгоценности матери.

"Часть из них она продала английской фирме R.G. Hennel&Sons, о чём свидетельствует опись, сделанная 29 мая 1929 года. Под номерами 37-39 значатся две броши и подвеска с миниатюрными портретами, которые вынули из этих драгоценностей и возвратили владелице. Ювелиры разложили их по конвертам и подписали в соответствии с описью. Рукой Ксении Александровны конверты подписаны карандашом: "Папа", "Ники", "Ники и Аликс", - рассказывают в музее.

По оценке специалистов, миниатюры выполнены с высоким мастерством. Без него невозможно было бы создать портреты такого размера: самый маленький - портрет Николая II в зрелом возрасте - имеет размер всего 8х6 мм, самые большие портреты - Николая II в детстве и юношестве - имеют диаметр 18 мм. Точно известно авторство этих двух портретов: их выполнил художник Александр Вегнер - русский портретист, академик Императорской Академии художеств.

Все миниатюры выполнены гуашью и акварелью на слоновой кости в 1860-1890-е годы.

Как отмечает хранитель фонда живописи ГМЗ "Царское Село" Лариса Бардовская, теперь музей обладает одной из крупнейших коллекций портретов последнего российского императора Николая II: от полотна кисти Александра Маковского размером 3х1,5 м до миниатюры 8х6 мм.

Отмечается, что раньше миниатюры хранились в частном лондонском собрании. Они входили в архив Романовых, большую часть которого (более 200 единиц) музей приобрел в 2017 году тоже с помощью меценатов.