РЖД и РФФИ инвестировали 8 млн руб. в разработку магнитолевитационной транспортной платформы

***Разработчики платформы предлагают использовать технологию для грузовых перевозок между Москвой и Петербургом, а также для пассажирского сообщения на юге Петербурга

Санкт-Петербург. 14 мая. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - ОАО "РЖД" совместно с Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) за последние два года вложили 8 млн рублей в разработку перспективной магнитолевитационной транспортной платформы.

Об этом сообщил руководитель научно-образовательного центра инновационных технологий на транспорте Петербургского государственного университета путей сообщения, экс-министр путей сообщения РФ Анатолий Зайцев журналистам в среду.

По словам А.Зайцева, средства РЖД и РФФИ были потрачены на финансирование научной группы, проводившей патентный поиск, а также разрабатывавшей четыре проекта левитационных конструкций и проект двигателя для них. Итогом работы стала разработка комплекса рекомендаций для перспективного конструирования магнитолевитационного подвижного состава и изготовление грузовой левитационной платформы грузоподъемностью 40 тонн.

Разработчикам удалось достичь левитационного зазора в своей платформе в 25 мм, это в три раза больше, чем у зарубежных образцов, отметил А.Зайцев, что позволяет сэкономить при строительстве путей.

Ноу-хау конструкции - отвечающая за левитацию система из постоянных магнитов с ориентацией магнитных полюсов, минимизирующая рассеяние магнитного поля за пределами рабочего зазора и повышающая КПД платформы.

Питание на приводные двигатели, расположенные под поездом в основании пути на всем его протяжении, подается только на тот участок, где следует состав.

В отличие от зарубежных аналогов (Япония, Южная Корея, Китай), российские разработчики на первом этапе развития своего проекта делают ставку не на пассажирские, а на грузовые перевозки.

При этом стоимость строительства магнитолевитационного пути российской разработки, согласно приведенным А.Зайцевым расчетам, составит $20 млн - $25 млн за км, что ниже стоимости км пути на трассе ВСМ Москва-Казань. Строительство пути предполагается вести без использования бульдозеров и экскаваторов за счет установки свайных конструкций, изготовленных в заводских условиях.

В качестве перспективных направлений для своей разработки ее создатели выделяют участок между Петербургом и Москвой, по которому можно транспортировать в центральные районы страны контейнеры из петербургских портов, включая Усть-Лугу и Бронку, со скоростью 300-500 км/ч.

Второе перспективное направление - маршрут от дальневосточных портов в центральную часть РФ, позволяющий доставлять контейнеры к западным границам РФ за двое суток.

В настоящее время инициаторы проекта совместно с руководством ООО "Феникс", инвестором строительства порта "Бронка", обратились к губернатору Петербурга Георгию Полтавченко за содействием в выделении участка земли длиной 72 км от порта до железнодорожной станции Владимирская, на котором планируется построить опытный участок магнитолевитационного пути для отработки практической технологии транспортировки контейнеров.

А.Зайцев отметил, что на участке предполагается организовать коммерческую транспортировку контейнеров из порта Бронка с последующей перевалкой на обычные железнодорожные вагоны. По его словам, инициаторы проекта надеются получить согласование на строительство в течение 2015 года, чтобы начать его в 2016 году.

Полученный опыт планируется использовать при проектировании и строительстве участка магнитолевитационного пути Усть-Луга - Белый Раст (вблизи Москвы).

Кроме того, разработчики предложили Смольному рассмотреть вопрос проектирования и строительства пассажирских магнитолевитационных линий от Дворца конгрессов в Стрельне до станции метро "Обухово" и от комплекса "Балтийская жемчужина" до станции метро "Кировский завод". Стоимость километра пути, по словам А.Зайцева, в этом случае не превышает показателя для линии легкорельсового трамвая.

А.Зайцев отметил, что в РЖД магнитолевитационные проекты курирует старший вице-президент по инновационному развитию Валентин Гапанович. При этом в стратегии развития железнодорожного транспорта РЖД до 2030 года магнитолевитационная технология упомянута лишь как направление поисковых работ. "Планы по километрам левитационных путей (к определенным периодам - ИФ) в стратегии не расписаны. Наша задача - убедить РЖД, чтобы расписали", - подчеркнул А.Зайцев.