Санкт-Петербург. 16 июня. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - Государственный Эрмитаж планирует полностью завершить восстановление иконостаса церкви Зимнего дворца в честь Спаса Нерукотворного к декабрю текущего года, когда музей будет отмечать свое 250-летие.
Как сообщила пресс-служба петербургской епархии, на встрече директора Эрмитажа Михаила Пиотровского и митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия обсуждался вопрос реставрации Большой церкви Зимнего дворца.
"Планируется, что в храме размесят старинные иконы русской школы и византийских мастеров из коллекции музея, а также памятные предметы, принадлежавшие царской фамилии. Таким образом, пространство храма станет особым мемориальным местом, посвященным династии Романовых", - говорится в сообщении.
После реставрации храма предполагается возрождение одной из традиций Зимнего дворца: проведение 25 декабря большого праздничного молебна и военного парада в память об изгнании из пределов России вражеских войск Наполеона в 1812 году.
Как сообщалось, проектом реставрации Большой церкви Зимнего дворца предусматривается воссоздание исторической планировки церкви с присоединением ризницы к алтарю, утраченных живописных композиций и деталей декора интерьеров, включая иконостас, сень, балюстрады клиросов. Кроме того, будут отреставрированы фасады барабана церкви. Специалисты также позолотят купол храма.
Иконостас занимал центральное место в художественном убранстве интерьера Большой церкви - одного из основных по значимости помещений Зимнего дворца, возведенного Ф.Б.Растрелли в 1753-1762 годы. Дворцовая церковь на протяжении почти 160 лет являлась домовым храмом русских самодержцев.
По конструкции иконостас был деревянный, с внутренним каркасом из бруса, обшитым доской и украшенным накладным архитектурным и резным позолоченным декором. Плоскости были окрашены белой масляной краской.
Композиционно иконостас представлял собой барочную трехчастную триумфальную арку, увенчанную скульптурной группой "Распятие с Богоматерью и Иоанном Богословом". Фасад расчленен крупными ионическими пилястрами, поддерживающими венчающий карниз, разорванный в центральной части, которая решена в виде богато украшенного ризалита.
Иконостас, восстановленный архитектором В.Стасовым после пожара 1837 года, сохранил общее художественное решение Ф.Растрелли и даже детали первоначальной резьбы иконостаса середины XVIII столетия.