Санкт-Петербург. 17 июля. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - В Арапском зале и Ротонде Зимнего дворца в пятницу открывается выставка "Сосуд вечной радости: Японские миниатюрные чайники для чая сэнтя в собрании Эрмитажа".
Как сообщает пресс-служба Эрмитажа, на выставке представлено 116 уникальных по стилю и характеру изделий из коллекции, хранящейся в отделе Востока музея. Все предметы экспонируются впервые.
Экспозиция показывает миниатюрные произведения керамики и фарфора, как особый тип декоративно-прикладного искусства Японии, а также представляет эти изделия в широком контексте японской национальной культуры, в связи с чайными традициями и их философским и историко-культурным своеобразием.
Коллекция миниатюрных японских чайников Эрмитажа является одной из крупнейших в мире. Ее основу составляет собрание государственного и общественного деятеля, коллекционера и мецената Александра Александровича Половцова (1832-1909).
Чайная культура - один из самых древних и разнообразных феноменов цивилизации Дальнего Востока, и предметы для приготовления и употребления чая составляют значительную часть современных музейных коллекций японской керамики.
Функция и сложная архитектоника "главного спутника чаепития" привели к созданию разнообразных форм и пластических решений. Основой классификации чайников стало наличие ручки, ее расположение и форма. Каждый из видов чайников предназначался для заваривания в нем определенного вида чая.
В Японии на протяжении XVIII и XIX веков происходил процесс миниатюризации всех форм. Это было связано с рядом причин. Во-первых, для духовенства и интеллектуалов чай оставался ритуальным напитком; во-вторых, чай был для многих дорогим товаром; в-третьих, миниатюрные чайники были рассчитаны на индивидуальное пользование или на двоих сотрапезников, что располагало к одиноким или дружеским чаепитиям и соответствовало идеалу жизни мудреца-отшельника, поэта или художника.
На выставке представлены все основные формы чайников. Наиболее ранней является ставшая традиционной и распространившаяся в Европе форма с петлевидной ручкой, поставленной напротив носика. В Японии она получила название тяхэй.
Другой ранней формой является чайник с высокой арочной ручкой - добин. Только для "гекуро", наиболее дорогого сорта листового зеленого чая, использовались чайники без ручки - хохин. Одной из распространенных форм является форма кюсу - чайник с боковой ручкой, расположенной под углом.
"Экспонаты выставки представлены по группам в соответствии с материалом или техникой декора. Разнообразие форм и декора изделий позволяет рассмотреть их в широком контексте японской национальной культуры XVII - XIX веков. В то же время большое внимание уделено особенностям традиционного керамического производства Японии, его технологическому и стилистическому своеобразию, а также работам крупнейших мастеров декоративно-прикладного искусства", - говорится в сообщении.
В композиционных решениях росписей чайников предпочтение часто отдавалось китайским сюжетам - изображениям китайских "бессмертных" и отшельников, даосских символов долголетия (журавль и черепаха); в каллиграфии встречаются классические китайские стихи.
Значительная часть миниатюрных чайников в собрании Эрмитажа сделана из фарфора. Известно, что в XIX веке фарфор производили во многих керамических центрах Японии и декорировали подглазурной росписью кобальтом, надглазурными эмалевидными красками и золотом.
Редкую группу фарфоровых изделий на выставке составляют чайники из мастерских Микавати (известные как фарфор Хирадо), покрытые белой глазурью и украшенные рельефным и резным декором.
На выставке также представлены китайские изделия печей Исина, послужившие прототипами японской керамики, и японские миниатюрные чайники из металла. Гравюра укие-э и фотографии, тематически связанные с чаем и чаепитием, дополняют экспозицию.
Оа ас
*** Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга