Передача АО "СО ЕЭС" ("Системный оператор") с 1 января 2023 года новых функций по разработке программных документов в сфере перспективного развития электроэнергетики сможет повысить эффективность развития энергосистем субъектов СЗФО.
Согласно новой редакции закона "Об электроэнергетике", с 1 января 2023 года в функции "Системного оператора" войдут разработка генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики на долгосрочную перспективу и разработка схемы и программы развития электроэнергетических систем России (СиПР ЭЭС) на среднесрочную перспективу, включая решения по развитию ЕЭС России и электроэнергетики регионов. Ранее региональные программы разрабатывались органами исполнительной власти субъектов РФ. В соответствии с законом, ответственность за их разработку переходит к "Системному оператору".
К основным недостаткам системы планирования, действующей до 1 января 2023 года, можно отнести децентрализованные процессы разработки программных документов, недостаточную преемственность, неоптимальность технических решений, ограничение по применению единой технической политики при разработке документации, длительные сроки разработки и согласования.
В новой системе планирования Схемы и программы перспективного развития электроэнергетики субъектов РФ будут разрабатываться в рамках и увязке с программой развития всей энергосистемы России.
Объединение региональных схем и программ в единый документ, назначение "Системного оператора" центром технологических компетенций по разработке программных документов, унификация подходов позволит качественно улучшить систему планирования, считают представители регионов Северо-Запада.
Так, в Мурманской области координационные функции по разработке СиПР будут переданы в Кольское региональное диспетчерское управление (Кольское РДУ, филиал АО "СО ЕЭС"). Данная мера позволит сосредоточить в едином аналитическом центре разработку и оценку предложений по дальнейшему развитию Кольской энергосистемы и учёт технических решений в смежных энергосистемах.
"Подобный подход целесообразен, поскольку генерация и передача электроэнергии в границах региона строится на принципах баланса спроса и предложения, учёта технического состояния энергообъектов и пропускной способности объектов электросетевого хозяйства, а также иных балансовых и технических параметрах энергосистемы, общая диспетчеризация которой реализуется Кольским РДУ", - отметил исполняющий обязанности министра энергетики и ЖКХ Мурманской области Сергей Лупанский.
С подобной оценкой изменений в законодательстве согласны и власти Карелии. В частности, глава республиканского министерства строительства, ЖКХ и энергетики Павел Банковский отметил, что новая модель планирования перспективного развития электроэнергетики "повышает эффективность перспективного планирования электроэнергетики с учетом имеющихся особенностей энергосистем, формирования актуальных цифровых информационных и перспективных расчетных моделей".
Первый заместитель губернатора Новгородской области Александр Дронов так оценил нововведение: "Для региона это означает своевременно и технически грамотно разработанные решения под конкретные инвестиционные проекты. У нас налажено конструктивное взаимодействие с Филиалом АО "СО ЕЭС" Новгородское РДУ, определен порядок обмена и согласования информации. Уверен в положительном результате".
Уверенность в сохранении "открытого, профессионального взаимодействия сторон при последующей разработке или актуализации стратегических документов" под эгидой "Системного оператора" выразил и председатель комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга Станислав Протасов.
"Качественная подготовка схемы и программы развития электроэнергетики является ключом к реализации Энергетической стратегии РФ на региональном уровне как с точки зрения надежности применяемых технологий, так и в иных аспектах, в том числе обоснования размещения объектов электросетевого комплекса и генерирующих мощностей", - сказал Протасов.
Прогнозируется, что создание новой системы планирования перспективного развития в электроэнергетике позволит, в частности, повысить качество развития электроэнергетики и прозрачность принимаемых технических решений, обеспечить своевременную реакцию на возникающие потребности в энергообеспечении для поддержания развития электроэнергетики. Кроме того, изменения в законодательстве позволят сэкономить средства РФ, субъектов федерации, а также средств энергетических компаний.
"Системный оператор как диспетчер энергосистемы знает все её особенности и "узкие места". Именно поэтому в новой системе планирования нам предстоит максимально точно выявлять дефицит электроэнергии и мощности и формировать состав генерирующих и сетевых объектов так, чтобы удовлетворить спрос потребителей с учетом их планов по технологическому присоединению. При этом ключевую роль будет играть заключение региональных властей о реализуемости наиболее крупных проектов по техприсоединению. Это позволит исключить из плана проекты с низкой вероятностью реализации. Сегодня у нас есть взаимопонимание с властями регионов Объединенной энергосистемы Северо-Запада о порядке взаимодействия. Думаю, что наша общая цель - подчинить развитие энергосистемы конкретным инвестиционным проектам в регионах - поможет вывести качество планирования на новый уровень", - сказал генеральный директор филиала АО "СО ЕЭС" ОДУ Северо-Запада Сергей Шишкин.
***ПРЕСС-РЕЛИЗ Материал публикуется на коммерческих условиях.
не несет ответственности за содержание материала. Товары и услуги подлежат обязательной сертификации.