Санкт-Петербург. 26 сентября. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - Технические решения, необходимые для строительства крупного мусороперерабатывающего завода в Петербурге, есть, но его постройка невозможна без инвестиций, в которых пока никто не заинтересован, рассказал научный руководитель НПК "Механобр-техника", член-корреспондент РАН, профессор Леонид Вайсберг на пресс-конференции в информационном агентстве "Интерфакс Северо-Запад" в понедельник.
"У нас есть научно-технические знания в этой отрасли (переработки отходов - ИФ), подготовленные технологии, есть готовность и желание. Но есть также две проблемы: для этого проекта нужен инвестор, так как бюджетных денег на все не хватит. Кроме того, городу больше нравятся крупные инфраструктурные проекты - дороги, тоннели, мосты, переправы, энергетика. Но иногда забывают, что вопрос переработки отходов настолько же актуален для жизни, как и лампочка, которая горит в доме", - сказал Л.Вайсберг.
Он отметил, что институт "Механобр" занимался вопросом создания крупного завода по переработке ТБО в Петербурге. Однако по ряду причин проект остался на уровне планирования.
"В свое время мы сделали по инициативе города проект нового мусороперерабатывающего завода на 360 тыс. тонн, который мог бы на 30% удовлетворить потребности всего города. Зарубежный аналог такого завода стоил бы примерно 300 млн евро. А наш завод в то время, по оценке госэкспертизы, которую мы прошли, стоил порядка 3 млрд руб - примерно в три-четыре раза дешевле", - отметил Л.Вайсберг.
По оценке эксперта, по экономическим причинам петербуржцы на данный момент не могут себе позволить подобное предприятие.
"У нашего населения сегодня нет возможности платить такой тариф за переработку мусора, как платят на западе. Цена такого завода не просто кем-то подарена, сброшена с неба. Кто-то вкладывает деньги и хочет их вернуть. А как их заработать? Мы с вами несем 1 кг мусора на помойку, и к нему должны приклеить свои 5 рублей. Это называется тариф. Мы понимаем, что сегодня построить такое дорогое предприятие с таким тарифом мы нашему населению не можем. Нет возможности увеличить людям тариф на "розовой" квитанции сразу в десять раз", - добавил Л.Вайсберг.
В свою очередь главный технолог НПК "Механобр-техника", кандидат технических наук Надежда Михайлова рассказала, что полигоны для хранения ТБО в Петербурге не отвечают современным требованиям.
"ТБО - это очень сложный для переработки материал. Даже при повсеместном внедрении раздельного сбора мусора и при максимальном извлечении вторсырья после переработки все равно по массе останется 75% от 100% отходов. И эти 75% надо будет обезвреживать и захоранивать", - отметила Н.Михайлова.
Она отметила, что мусор можно перерабатывать в компост для последующего более безопасного захоронения или сжигать на специализированном дорогостоящем заводе.
"Также сегодня в "Механобре" ведутся разработки технологии по производству из ТБО дополнительного топлива для цементных печей. Это значительно дешевле, чем мусоросжигание, и экологически безопаснее. Цементные заводы Ленобласти сегодня могут принять 400 тыс. тонн такого топлива в год - это 1/5 часть всех ТБО, которые образуются в Петербурге. Зола от сжигания этих отходов включается в состав цемента и становится его компонентом", - сказала Н.Михайлова.
Кроме того, участники отметили, что старейший в России научный и проектный институт горно-обогатительного профиля "Механобр" отмечает 100-летний юбилей.
"При "Механобре" находится целый инновационный центр, который был открыт лет 15-16 назад. Там представлено оборудование и созданы все условия для молодых ученых. У "Механобра" много открытий, изобретений, патентов. Очень приятно, что он находится на передовых позициях в своей отрасли", - сказал председатель комитета по науке и высшей школе Андрей Максимов.
"В институте разработаны более 50 концепций машин и технологий для перерабатывающей промышленности, востребованных от Финляндии до Австралии. Многие из них были абсолютно передовыми, остаются такими и сегодня", - добавил первый заместитель председателя комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Михаил Пензиев.
В свою очередь Л.Вайсберг напомнил, что институт был создан в 1916 году, когда вопрос о переработке сырья был особенно актуальным в условиях милитаризации экономики.
"Сегодня наш персонал - примерно 600 человек. Это не та империя, которая была в советское время, когда мы достигали 2700 человек. Но по объему работ, выполняемых в сравнимых ценах в свободно конвертируемой валюте, на человека выработка у нас стала выше в шесть-семь раз, и это не за счет инфляции", - сказал он.
"Механобр" сегодня - это холдинговая структура. У нас есть несколько дочерних обществ. "Механобр-инжиниринг" обеспечивает полностью проектирование обогатительных фабрик и выдает чертежи, по которым с нуля строится готовая фабрика с запуском под ключ. "Механобр-техника" обеспечивает научный прорыв и создание новых технологий, новых машин. "Механобр-сервис" выполняет и консалтинговые услуги, функцию сервиса", - добавил Л.Вайсберг.