Санкт-Петербург. 20 сентября. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - Ученые советы Академии русского балета им.Вагановой и Петербургской консерватории единогласно проголосовали против объединения с Мариинским театром в Национальный центр искусств, сообщила ректор Академии Вера Дорофеева на пресс-конференции в информационном агентстве "Интерфакс Северо-Запад" в пятницу.
"Гергиев (худрук Мариинки Валерий Гергиев - ИФ) обвиняет нас в финансовой неразберихе. Но как раз сейчас у нас финансовая стабильность. Эффективнее заведения, объединившись, не станут. Мы готовим артистов для Мариинского театра, в этом году туда пришли от нас 16 человек. Мы даже восполняем дефицит мальчиков, но по опыту могу сказать, что в театре с ними никто не работает, и они уезжают", - сказала В.Дорофеева.
По ее словам, создание единого центра - это "рейдерство". "Всем очень нужно наше здание, которое прекрасно отремонтировано, условия королевские. Нельзя забывать, что это детское учреждение, и Гергиев не знает, как работать с детьми", - добавила ректор академии.
Педагог вуза Адоль Хамзин, в свою очередь, подчеркнул, что В.Гергиев бывает в Петербурге не более двух месяцев в году. "Пусть тогда откажется от зарубежных поездок и сидит здесь. Наш ректор просидела три года без отпуска, чтобы окончить ремонт. Как Гергиев собирается руководить? Деньги ему не нужны. Есть одно объяснение - неуемная жажда власти", - сказал он.
Писатель, почетный гражданин Петербурга Даниил Гранин негативно относится к идее объединения и считает, что искусство должно избегать союзов и жить в разнообразии.
"Всякое объединение в культуре - это чрезвычайно опасное и рискованное дело. Мы долго избавлялись от этого после советской власти, союзы объединяли всех по одному принципу, исключая, тем самым, разнообразие. И природа и искусство требуют разнообразия. Под начальством одного руководителя оно уничтожается. Единство губит и искусство, и культуру", - сказал Д.Гранин "Интерфаксу" в пятницу.
По его словам, попытка "создать культурный комбинат" (Национальный центр искусств - ИФ) пугает. "Я даже скажу, что я возражаю против этого. Ведь у каждого из учреждений, которые хотят объединить под одним началом, своя школа. Каждое по-своему замечательно. Я думаю, что важные стороны нашей культуры именно в том, что мы стараемся уйти от объединений", - подчеркнул писатель.
В свою очередь, экс-директор РИИИ Татьяна Клявина сообщила, что предложение о создании Национального центра искусств не содержит экономического обоснования.
"Я, будучи членом экспертных сообществ при правительстве, я единственная, кто видел этот документ. У него нет экономического, исторического и культурологического обоснования. Короткое письмо Гергиева (худрук Мариинки Валерий Гергиев - ИФ) о проблеме кадров, финансирования и восстановлении исторических традиций", - сказала Т.Клявина на пресс-конференции в агентстве "Интерфакс Северо-Запад".
По ее словам, в документах есть пункт, который освобождает будущий Национальный центр от закона о госзакупках. "Все им (законом - ИФ), конечно, возмущаются, но есть и обратная сторона, хорошая - публичность", - сказала И.Клявина.
"То есть все будет делаться в закрытом режиме. А ведь государство так борется за прозрачность", - отметила экс-директор.
Она подчеркнула, что восстановить Дирекцию императорских театров невозможно. "Тогда театры финансировались казенно и из средств императорской фамилии. Воссоздать эту систему можно только с воссозданием империи", - пояснила Т.Клявина.
По ее мнению, обсуждать идею нет смысла, так как у нее "нет содержания". "Будет так: будет структура с директором, массой замов, кураторов, то есть сложная бюрократическая система", - добавила она.
Ранее появилась информация, что в Санкт-Петербурге может быть создан Национальный центр искусств, который объединит Мариинский театр, Академию русского балета имени Вагановой, Санкт-Петербургскую консерваторию и Российский институт истории искусств.
Министр культуры Владимир Мединский отметил, что идея создания единого центра находится в стадии разработки. Все официальные учреждения, которые могут войти в состав центра, должны высказать свою позицию.