Точка зрения 4 октября 2022 г. 14:36

Дрейфовать и исследовать

Дрейфовать и исследовать
Фото сайта ААНИИ. Автор Александра Зубкова

Interfax-Russia.ru – Полярная станция "Северный полюс" начала работу в Северном Ледовитом океане. Ученые планируют изучить климатические изменения в Арктике и их влияние на лед.

Российская дрейфующая полярная станция "Северный полюс" начала работать в Северном Ледовитом океане.

"Открытие станции состоялось 2 октября в 7 часов утра. (...) В честь этого события был поднят флаг экспедиции "Северный полюс-41", - говорится в сообщении организатора экспедиции Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ).

Платформу экспедиции пришвартовали к кромке ледового поля площадью около 42 кв. км. Специалисты развернули вокруг станции первые полевые научные лаборатории и отработали передачу данных на "большую землю". Основная цель экспедиции - комплексное изучение Арктики в системе "атмосфера - ледяной покров - океан". Работать ученые будут как на станции, так и на льдине, вместе с которой станция будет дрейфовать по Северному Ледовитому океану.

"Климат в Арктике продолжает активно трансформироваться. На текущий момент его отличительная черта - высокая изменчивость ледовых условий в морях Северного Ледовитого океана. Объем льда будет сокращаться за счет уменьшения его толщины, но прогнозируемого ранее сезонного исчезновения ледяного покрова в Северном Ледовитом океане к 2050 году не произойдет", - сообщил директор ААНИИ Александр Макаров.

По его словам, на период с 2030 по 2050 годы придется фаза понижения температуры воздуха в ходе 70-летнего колебания, а ледовые условия в арктических морях будут схожи с современными.

"Работа наших ученых на дрейфующей полярной станции позволит проверить эти прогнозы, получать и передавать информацию, анализ которой поможет отслеживать климатические изменения", - пояснил Макаров.

Данные наблюдений будут также использовать, чтобы обеспечить безопасную навигацию по Северному морскому пути (СМП). Также, по словам директора института, от качества проводки судов по этому маршруту будет зависеть и конечная стоимость грузоперевозки в арктических морях.

В первый рейс ледостойкая платформа (ЛСП) "Северный полюс" вышла из Санкт-Петербурга в начале сентября. Предполагаемое генеральное направление дрейфа платформы проходит через приполюсный район, в Гренландское море. После выхода из пролива Фрама ЛСП своим ходом придет в Мурманск.

Экспедиция "Северный полюс-41" продолжает отечественную программу дрейфующих полярных станций, которая началась еще в 1937 году под руководством полярника Ивана Папанина. Ранее полевые научные лагеря ученые размещали на льдинах, однако в 2013 году из-за активного таяния льдов в Арктике делать это стало небезопасно, и проект свернули. Тогда специалисты ААНИИ, проанализировав и обобщив опыт предшествующих экспедиций, предложили создать ледостойкую самодвижущуюся платформу "Северный полюс", на базе которой можно было бы разместить научно-исследовательские лаборатории.

Контракт на проектирование и строительство ЛСП АО "Адмиралтейские верфи" (входит в ОСК) и Росгидромет заключили в апреле 2018 года. Судно заложили в апреле 2019 года. Модельные испытания прошли в ледовом бассейне Арктического и антарктического НИИ. На воду судно спустили в декабре 2020 года. В мае 2022 года ледостойкая платформа вышла на ходовые испытания, а в августе судно передали заказчику для эксплуатации.

Изначально стоимость строительства ЛСП "Северный полюс" составляла 6,9 млрд рублей, но впоследствии она выросла до более чем 9 млрд рублей. При этом срок ввода судна в эксплуатацию сдвинулся на 2 года, с 2020 на 2022 год.

Платформа "Северный полюс" предназначена для круглогодичных комплексных научных исследований в высоких широтах Северного Ледовитого океана. На борту судна расположено 16 лабораторий, в которых могут работать 34 человека, имеющееся на борту оборудование позволяет ученым проводить геологические, акустические, геофизические и океанографические наблюдения.

"ЛСП позволяет изучать природную среду Арктики комплексно – от дна Северного Ледовитого океана на глубине около 4 тысяч метров, через всю толщу океана, изучая течения, свойства воды и лед, до верхних слоев атмосферы и космоса. Для этих целей платформа оснащена самым современным оборудованием, да и сама по себе она является измерительным прибором. В корпус судна встроены специальные датчики, учитывающие воздействие от сжатия льда", - сообщал Макаров.

Длина ЛСП - 67,8 м, ширина - 22,5 м, водоизмещение - около 7,5 тыс. тонн, мощность энергетической установки - до 3,6 МВт, скорость – более 10 узлов. Платформа может двигаться во льдах без ледокола, а также принимать на свою вертолетную площадку тяжелые вертолеты типа Ми-8АМТ (Ми-17). Срок эксплуатации станции - 30-35 лет (с учетом среднего ремонта). Топливная автономность ЛСП - 720 суток. На станции могут комфортно проживать и работать экипаж и ученые при температуре до минус 50 градусов Цельсия и влажности 85%.

"Отличительная черта этого судна - автономность и уникальные обводы, которые обеспечивают максимальную закрытость корпуса. Большую часть экспедиции - около двух лет - ледостойкая платформа будет дрейфовать вместе со льдиной. Это судно способно противостоять тяжелейшим погодным условиям, выдерживать ледовые сжатия во время дрейфа и при этом обеспечивать комфортную, безопасную работу участников научной экспедиции", - сообщал  генеральный директор АО "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК) Алексей Рахманов, чьи слова цитирует пресс-служба Минпромторга.

Важность проекта отметил и президент РФ Владимир Путин.

"Рассчитываю, что работа ЛСП "Северный полюс" станет серьезным вкладом в развитие нашего исследовательского флота, в обеспечение мощного технологического задела и укрепление позиций отечественной науки. А нынешняя экспедиция откроет яркую страницу в истории освоения Арктики, будет способствовать результативным изысканиям в области климата, экологии, биологии, океанологии и других важных дисциплин", - цитирует пресс-служба ААНИИ главу государства.

Обозреватель Наталья Пономарева

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще