"Ё" осталась без "мобиля"

Interfax-Russia.ru – Группа "Онэксим" за символическую сумму передала проект ё-мобиля государственному предприятию, сохранив за собой лишь бренд "Ё".

Еще в начале 2010 года глава группы "Онэксим" Михаил Прохоров проанонсировал планы производства недорогого, экологически чистого, "народного" электромобиля. Партнером по новому проекту малобюджетного гибрида, оцененному приблизительно в 150 млн евро, выступила петербургская компания "Яровит Моторс".

Через год компания собиралась приступить к строительству завода. Начало серийного производства гибридных автомобилей Прохоров запланировал на середину 2012 года с тем, чтобы завод вышел на прибыльный уровень через 4-5 лет. На первом этапе мощность автозавода должна была составить 10 тыс. автомобилей в год, а стоимость машины оценили в $10 тыс. При увеличении выпуска до 100 тыс. гибридов в год цену собирались снизить до $7-8 тыс.

В октябре 2010 года совместное предприятие группы "Онэксим" и ЗАО "Яровит моторс" - ООО "Городской автомобиль" (CityCar) – даже продемонстрировало, как будет выглядеть их амбициозный проект.

Создатели очень долго определялись с тем, как назвать свое детище. Имя для автомобиля решили выбрать на конкурсе, где любой желающий мог прислать предложение со своим вариантом названия. Жители России, ближнего и дальнего зарубежья предложили на конкурс 11 тыс. 365 вариантов - начиная с "Прохора" и заканчивая "777", однако безусловную "победу" одержал вариант самих разработчиков – машина получила имя ё-мобиль.

Свой подход к выбору такого названия организаторы проекта объяснили необходимостью создания новой философии в формировании отношения к русскоязычным брендам. Именно "ё", по мнению разработчиков, решило эту задачу.

В мае 2011 года компания "ё-авто" – так переименовали совместное предприятие "Яровит моторс" и группы "Онэксим – официально начала прием заявок на ё-мобили. К этому времени компания представила три автомобиля, один из которых – кросс-купе – опробовал Владимир Путин, занимавший на тот момент пост премьер-министра РФ.

Но со временем "ё-авто" перенесло запуск завода на конец 2014 года - начало 2015 года. Правда, в июле 2013 года компания провела презентацию гибридного автомобиля. В центре испытаний НАМИ (Центральный автомобильный и автомоторный НИИ) под Москвой генеральный директор ООО "ё-авто" Андрей Гинзбург пообещал приступить к серийному производству "ё-мобиля" в первой половине 2015 года.

По его словам, на суд зрителей было представлено лишь первое поколение автомобиля, затем будут созданы еще два прототипа, и лишь четвертое поколение пойдет в серию во второй половине 2015 года.

Он также сообщил, что строительство завода по производству гибридов находится на завершающей стадии, и к концу года он будет готов к завозу оборудования, часть которого уже смонтирована, а основная часть оборудования будет завозиться в конце 2013 года.

Но в феврале 2014 года стало известно, что сроки строительства завода ООО "ё-авто" в индустриальном парке "Марьино" в Петербурге в очередной раз переносятся. "Думаю, эти планы (по вводу завода в эксплуатацию - ИФ) откладываются на достаточно серьезный срок", - заявил журналистам председатель комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Максим Мейксин, не уточнив, когда именно планируется запустить предприятие.

По его словам, одной из проблем, препятствующих запуску завода, являются "большие сложности с созданием самого автомобиля", так как проект требует значительного финансирования. Он подчеркнул, что "ё-авто" остается резидентом "Марьино", но в ходе переговоров с представителями компании "стало очевидно", что пуск завода задерживается.

Тогда же источник агентства, знакомый с деятельностью "ё-авто", сообщил "Интерфаксу", что проект далек от реализации.

"Проект непростой, к нему всегда было много вопросов, это было понятно с самого начала. Будет он жить дальше или нет, сказать сложно", - пояснил он.

По словам собеседника агентства, несмотря на возможную неудачу проекта, его наработки, в том числе опыт использования суперконденсаторов, могут быть использованы в других отраслях.

"Чем дальше от концепта и ближе к серийному производству, тем сложнее выполнять обещания. Обещано было много, но когда подошли к серийному производству, столкнулись с рядом проблем, о которых не думали, раздавая обещания. Люди где-то переоценили свои силы, просто по незнанию. Увидим ли мы автомобиль в том виде, в котором он был показан, я бы сказал, что на 99% нет", - отметил источник.

Однако, по его словам, проект отличается от массы других тем, что это частная инициатива по созданию принципиально новой машины "с нуля". "Человек (Прохоров - ИФ) серьезно сыграл, потратил 150 млн евро. Что-то из этого может вернуться, что-то нет, есть бренд, который можно попытаться продать отдельно", - добавил собеседник "Интерфакса".

При этом в целом он оценил проект положительно. "Я не стал бы говорить, что проект полностью провален. Как бы то ни было, это опыт, что-то может быть использовано. Плюс, на кону стоит репутация очень богатого человека, которая стоит дороже, чем весь проект, поэтому я не исключаю любых поворотов", - отметил собеседник агентства.

В итоге группа "Онэксим" все же отказалась от производства ё-мобиля и передала в безвозмездное пользование НАМИ основную техническую документацию по платформе гибрида.

"Результатом трехлетней работы команды "ё-авто" стали одно из лучших в мире решений по электрической трансмиссии, реализация новейших разработок по суперконденсаторам, создание оригинальной конструкции кузова с использованием современных материалов", - отмечено в сообщении компании.

При этом гендиректор "ё-авто" подчеркнул, что все технологические решения, которые удалось разработать команде и которые были подтверждены в финальном прототипе, представленном прошлым летом, были высоко оценены отраслевыми специалистами.

"У нас был ряд предложений от зарубежных компаний о приобретении проекта и его отдельных разработок. Но сегодня с учетом новых экономических реалий платформа ё-мобиля может и должна быть использована в другом направлении: мы давно работаем с НАМИ и понимаем, что с учетом большого числа разнообразных проектов этого института, наши разработки могут получить более широкое применение в дальнейшем развитии как отечественного легкового, так и грузового и общественного транспорта", - считает Гинзбург.

В свою очередь генеральный директор группы "Онэксим" Дмитрий Разумов сообщил, что в текущей экономической ситуации, на фоне резкого ослабления конъюнктуры автомобильного рынка, реализовать проект производства автомобиля на заявленных условиях с прибылью стало невозможно.

"Это вызвано, в первую очередь, ростом капитальных и операционных расходов в результате укрепления курса евро и вытекающего отсюда неизбежного повышения конечной цены автомобиля. На фоне резко падающего спроса на рынке мы также не видим перспективы продать количество автомобилей, предусмотренное проектом и необходимое для самоокупаемости. Все это, а также усложнение и заметное удорожание заимствований отрицательно повлияли на фундаментальные финансовые показатели проекта", - пояснил он.

Как выяснил "Коммерсант", договор о передаче НАМИ прав на гибридный автомобиль был подписан 3 апреля, сумма сделки составила символический 1 евро. При этом компания сохранит за собой только бренд "Ё".

Источники издания, знакомые с ситуацией, считают, что "передача технологий государству - наиболее красивый и приемлемый вариант". Они отмечают, что по ходу работы "возникало много текущих непредвиденных проблем", в итоге цена ё-мобиля могла вырасти вплоть до 1 млн рублей, что "в целом меняло концепцию доступного отечественного автомобиля". "В итоге было решено заморозить закупку основных линий, а потом и выйти из проекта в целом", - рассказал один из собеседников издания.

По мнению источников "Коммерсанта", в такой ситуации НАМИ "стал наиболее понятным государственным партнером". Ведь именно НАМИ проводил техническо-технологическую экспертизу ё-мобиля, сделав вывод о возможности создания серийного автомобиля.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"