Северо-Запад / Точка зрения 7 сентября 2009 г. 16:51

Хроника пикирующей авиакомпании

Interfax-Russia.ru - Десятки пассажиров оказались прикованы к земле по вине несостоятельной авиакомпании.

Челябинский аэропорт на трое суток стал временным пристанищем для граждан, желавших вылететь в Калининград рейсом авиакомпании "КД Авиа". В субботу, 5 сентября, когда борт должен был доставить 91 пассажира в самый западный город России, авиакомпания полностью прекратила выполнять полеты из-за задолженности перед аэропортами, топливозаправщиками и контрагентами.

"В субботу мы получили радиограмму о том, что "КД Авиа" не будет выполнять перевозки, - рассказала Interfax-Russia.ru помощник генерального директора аэропорта по связям с общественностью Марина Горбунова. - С помощью администрации Челябинской области мы сумели организовать размещение части людей в гостинице, организовать горячее питание".

Задержка в аэропорту была особенно неприятна для трансферных пассажиров, которые из Калининграда были намерены отправиться в Тель-Авив, Прагу, Париж, Дюссельдорф, Ганновер, Мюнхен и Барселону. Но к обеду понедельника, по словам Горбуновой, ни одного пассажира со злополучного рейса в аэропорту не осталось, всех удалось отправить к месту назначения самолетами других авиаперевозчиков, главным образом "Аэрофлота". Впрочем, в Челябинске ожидают, что такие же экстренные меры придется предпринимать еще не раз, ведь граждане покупали билеты на рейсы "КД Авиа" заблаговременно и могли просто не знать, что авиаперевозчик находится на грани банкротства.

Что же произошло с компанией, занимавшей девятую позицию в десятке крупнейших воздушных перевозчиков России? Авиакомпания "КД Авиа" была создана в 2005 году на базе АО "Калиниградавиа". С момента своего создания компания начала активно расширять географию полетов и парк воздушных судов, приобретая в операционный лизинг самолеты Boeing-737-300. Операционный лизинг - это договор аренды, срок которого меньше, чем срок амортизации арендуемого имущества. Таким образом, владелец имущества, в данном случае - самолетов, мог затем вновь сдавать их в аренду.

Одним из конкурентных преимуществ "КД Авиа" считалось расположение аэродрома базирования "Храброво" в Калининграде. Авиакомпания могла доставлять пассажиров из российских регионов в Храброво, а затем пересаживать на другие рейсы, отправлявшиеся в европейские города. Со временем было получено разрешение на собственные полеты в основные города Европы. Но уже к середине 2008 года компания накопила более 7 млрд рублей совокупного долга. В октябре "КД Авиа" не смогла исполнить обязательства по выкупу дебютного облигационного займа на 1 млрд рублей. В ноябре "КД Авиа" допустила очередной технический дефолт, не исполнив обязательство по второму облигационному займу на 3 млрд рублей. Однако перевозки пассажиров еще продолжались. По существу, компания получала средств от продажи билетов и пыталась за счет этих денег рассчитываться с кредиторами и лизингодателями.

В начале марта компания расписалась в своей неплатежеспособности. Тогда ее руководство направило в Росавиацию телеграмму, где сообщалось о возможной приостановке работы из-за долгов за использование арендованных самолетов. Некоторое время с лизингодателями и кредиторами удавалось как-то договариваться, но 7 апреля на воздушные суда компании был наложен арест. Тогда в Калининграде застряли более 250 человек, а тех, кто ждал рейса в Тель-Авиве и европейских городах, пришлось вывозить "Аэрофлоту" и "Трансаэро". Через несколько дней была озвучена цена вопроса о спасении "КД Авиа" - 4 млрд рублей.

Как сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе губернатора Калининградской области со ссылкой на главу региона Георгия Бооса, компания может рассчитывать на 4 млрд рублей государственной поддержки. "Из федерального бюджета средства поступят в бюджет области. А Калининградская область в свою очередь войдет этими деньгами в уставный капитал компании дополнительно к тем процентам акций, которые область имеет", - пояснил губернатор. Принципиальным условием получения госсредств было названо разделение перевозочного и аэропортового бизнеса "КД Авиа". Но этому процессу воспротивились сотрудники компании. Дело в том, что с апреля в компании начались задержки с выплатой заработной платы, и персонал опасался, что после разделения двух бизнесов компании получить деньги будет невозможно. Еще одним условием получения спасительных миллиардов был дополнительный выпуск акций предприятия в пользу правительства Калининградской области.

К этому времени совокупный долг компании перевалил за 10 млрд рублей. Еще раз решение о выделении для целевой поддержки "КД Авиа" беспрецедентно крупной суммы было подтверждено в июле. Но, видимо, точка возврата для "КД Авиа" была пройдена. Положение не спас кредит на 248 млн, полученный для срочного погашения долгов по заработной плате - к защите прав наемных работников компании подключилась прокуратура.

Наконец, в начале сентября Федеральное агентство транспорта России признало, что авиакомпания "КД-Авиа" может приостановить полеты из-за имеющейся задолженности. "1 сентября 2009 года в Федеральное агентство воздушного транспорта поступила телеграмма от авиакомпании "КД Авиа", в которой сообщается, что эксплуатант может прекратить свою операционную деятельность в связи с задолженностями перед лизингодателями, топливозаправочными фирмами, службами аэронавигации и аэропортами России и Европы", - говорится в сообщении Росавиации.

А уже на следующий день Омский аэропорт задержал рейс компании из-за долгов перевозчика. "Пассажирам, купившим билеты в Омске на рейсы авиакомпании, представительство "КД авиа" предлагает сдать билеты и на возвращенные деньги приобрести билеты на рейсы других авиакомпаний", - говорится в сообщении пресс-службы порта. Долг компании только этому порту составлял 47 млн рублей и, согласно условиям дополнительного соглашения, заключенного между предприятиями, авиакомпания была обязано оплачивать обслуживание рейсов через Омск по 100% предоплате. "КД авиа" приостановила продажи билетов. В свою очередь, Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) рекомендовало пассажирам отказаться от услуг авиакомпании "КД Авиа" и сдавать билеты на ее рейсы. В Калининград выехала комиссия Генеральной прокуратуры РФ. В заявлении представителя прокуратуры прозвучало зловещее словосочетание "неэффективный менеджмент".

Губернатор Калининградской области Георгий Боос, по существу, согласился с этим заявлением. Как сообщает пресс-служба правительства региона, губернатор считает, что теперь ситуацией в компании "КД авиа" должны заниматься кредиторы и правоохранительные органы. "Губернатор напомнил, что руководство региона и руководство страны предприняло все возможные шаги, чтобы спасти авиакомпанию: на федеральном уровне ей была оказана беспрецедентная поддержка - 4 млрд рублей. Но предприятие не выполнило обязательного условия о разделении на две самостоятельные компании", - говорится в сообщении пресс-службы. Начало выплат по кредитам было запланировано только на 2014 год, причем по невысоким процентным ставкам. Таким образом, компания имела, по мнению Г.Бооса, хорошие возможности для того, чтобы обслуживать кредитный портфель, летать по всем маршрутам, работать и развиваться, создавать инвестиционную привлекательность. Проект, как охарактеризовал его губернатор, был "блестящим". "Власти сделали все, чтобы спасти компанию, а теперь ситуацией пусть занимаются кредиторы и правоохранительные органы", - сказал губернатор, подчеркнув, что на 99% ответственность лежит на предыдущем руководстве компании.

Впрочем, есть и другая точка зрения. Некоторые считают, что знаменитые 4 млрд рублей авиакомпания так и не получила. Источники в отрасли отмечают, что в остановке "КД Авиа" стоит винить руководство Калининградской области, которое "решило использовать деньги по собственному усмотрению". "Впервые авиакомпании были выделены такие колоссальные средства, что особенно показательно - другие перевозчики не получили и копейки. Но в результате эти 4 млрд так и застряли в региональном бюджете", - заявил один из собеседников "Интерфакса". Он добавил при этом, что формально Калининград не обязан использовать эти средства для нужд АО, поскольку они были выделены с формулировкой - на оказание помощи региону.

Вероятно, выяснять судьбу этих миллиардов также предстоит правоохранительным органам. Но вот что стоит отметить. За последний год "КД Авиа" становится второй авиакомпанией, не сумевшей выйти из финансового штопора. Год назад случился крах авиаальянса AiRUnion. Однако в отличие от событий годичной давности проблемы "КД Авиа" были озвучены заблаговременно. Федеральные власти были осведомлены о сложной финансовой ситуации перевозчика. Однако в результате компания все равно перестала существовать - Росавиация приняла решение отозвать ее сертификат эксплуатанта.

Кто и что тому виной - экономический кризис, неэффективные управленческие решения или растворение бюджетных средств, выделенных в помощь компании? Думается, ответ на этот вопрос может оказаться очень интересным.

Обозреватель Елена Глушкова