На крыльях господдержки

Interfax-Russia.ru - Авиакомпания "КД Авиа" не потеряет свою лицензию. Правительство России решило поддержать ее внесением 4 млрд рублей в уставный капитал. Правда, эксперты усматривают в этом вариант мягкой национализации.

Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) заявило, что не будет отзывать лицензию у авиакомпании "КД Авиа", которая в критический момент, уже на грани остановки начала получать денежные средства. Об этом 15 апреля сообщил "Интерфаксу" представитель ведомства.

На днях глава Росавиации Геннадий Курзенков заявил, что если к 15 апреля компания не договорится с банками о привлечении средств, то сертификат эксплуатанта у нее будет отозван. "На данный момент региональные власти выделили компании около 230 млн рублей. Эти средства покроют расходы на операционную деятельность, а также позволят гасить задолженность перед лизингодателями", - сказал представитель Росавиации. В то же время источник, близкий к компании, сообщил, что "КД Авиа" на прошлой неделе получила кредитные средства от ВТБ в объеме 70 млн рублей.

"Также мы ждем решения о выделении региональными властями 4 млрд рублей, обещанных в минувший понедельник. Сейчас у компании деньги есть, она нормально функционирует. Однако в том случае, если повторится инцидент с задержками и отменой рейсов, Росавиация, как и обещала, будет отзывать у компании сертификат эксплуатанта", - добавили в ведомстве.

Губернатор Калининградской области Георгий Боос заявил 13 апреля, что компании "КД Авиа" будет оказана поддержка из регионального бюджета в размере около 4 млрд рублей. Эти средства федерального бюджета будут направлены в региональный бюджет, оттуда, в свою очередь, деньги могут быть внесены в уставный капитал компании. Эту информацию позднее подтвердил и министр транспорта РФ Игорь Левитин. "Председателем правительства дано поручение выделить дотации Калининградской области для внесения в уставной капитал "КД Авиа" в объеме 4 млрд рублей", - сказал Левитин во вторник во время своего визита в Санкт-Петербург.

В настоящее время Минэкономразвития определяет механизм предоставления этих средств компании. По данным источника, близкого к компании, обсуждается вариант предоставления компании беспроцентной ссуды.

На сегодняшний день общий долг "КД Авиа" перед поставщиками, кредиторами и лизингодателями превышает 10 млрд рублей. По данным компании, это общая кредиторская задолженность, большая часть которой не является просроченной. Как сообщил журналистам министр развития инфраструктуры Калининградской области Александр Рольбинов, подготовить предложения "о выводе "КД авиа" из кризиса" вице-премьер Сергей Иванов поручил областной администрации еще 1 апреля. На первом этапе компания получает "экстренные" 255 млн рублей, затем через облправительство поступит еще 4 млрд из федерального бюджета.

Здесь важно отметить, что Калининградская область является одним из собственников "КД авиа", располагая 9,5% ее акций. Как считают эксперты, выделенные средства, конечно, смогут решить операционные проблемы авиакомпании, но вместе с тем, скорее всего, сменится и ее собственник - ведь основным акционером может стать субъект РФ. "Есть один нюанс - после того как дополнительный процент акций окажется в распоряжении области, компания перестанет быть частной. Это такой способ мягкой национализации. Но сможет ли государство эффективно участвовать в управлении авиакомпанией, сегодня сказать нельзя", - отметил в беседе с журналистами гендиректор консалтинговой компании "Инфомост" Борис Рыбак.

История "КД Авиа", основанной в 2002 году, похожа на многие другие истории авиаперевозчиков, вошедших в финансовое пике в период экономического кризиса. Проблемы у "КД авиа" начались в конце 2008 года. В прошлом месяце компания объявила, что без поддержки со стороны государства может прекратить полеты, а 7 апреля произошел первый серьезный "сбой" - все рейсы компании задержались на сутки. Именно тогда было принято оперативное решение о передаче компании 70 млн руб. в качестве первого транша кредита на 255 млн руб. Это вывело "КД Авиа" из кратковременной "комы", и сейчас, как говорят в компании, ситуация нормализовалась.

Примечательно, что владелец 90% акций "КД авиа" Сергей Грищенко уже заявил в СМИ, что "доволен тем, что государство, наконец, решило поддержать социально важный проект". Вместе с тем, некоторые эксперты не считают, что вхождение Калининградской области в капитал "КД Авиа" однозначно решит ее проблемы и определит будущее. По мнению гендиректора консалтинговой компании "Инфомост" Рыбака, судьба авиаперевозчика напрямую будет зависеть от того, что с ним захотят сделать новые собственники. "Проект сохранится, если областное правительство сохранит костяк существующей команды управленцев, которые придумали и реализуют в Калининграде проект международного транзитного узла", - такой прогноз дал эксперт.

В нынешних условиях, считают специалисты, ситуация с предоставлением ссуды "КД Авиа" уникальна. Общие субсидии авиакомпаниям в 2009 году - об этом чуть ниже - составят 5 млрд рублей, а отдельная частная компания вдруг получает более 4 млрд. Объяснением может служить то, что "КД авиа" имеет ключевое значение для российского анклава как в качестве авиаперевозчика, так и в качестве перспективного инвестпроекта. Банкротить ее было просто нельзя. Оперативно же "разрулить" весь поток пассажиров между летающими в этом регионе компаниями попросту не удалось бы, был риск пассажирского коллапса.

Косвенно значение "КД Авиа" для региона подтверждает и статистика Росавиации за последние месяцы. В то время как с начала года практически все российские авиакомпании отмечали резкое падение пассажиропотока - до 19,8% ,"КД авиа" снижения не показала. По итогам 2008 года компания стала девятой по объему пассажирских перевозок в России с показателем 1,4 млн человек. За первые два месяца 2009 года компания уверенно вышла на 7-е место.

Что светит остальным частным авиакомпаниям, многие из которых также испытывают серьезные трудности с кредиторскими задолженностями, неизвестно. На днях премьер-министр РФ Владимир Путин подписал постановление о правилах предоставления субсидий авиакомпаниям в 2009 году. Их сумма составит 5 млрд руб. Вице-премьер Сергей Иванов пояснил журналистам, что это постановление было подготовлено после возникшей ситуации летом 2008 года, когда сразу несколько крупных перевозчиков прекратили полеты, а пассажиры сутками томились в аэропортах, ожидая, пока их увезет другая авиакомпания.

Правда, эти субсидии предназначаются только для тех перевозчиков, которые возьмут на себя "кинутых" пассажиров в случае остановки полетов другой компании, потерявшей лицензии за невыполнение обязанностей. То есть это деньги на "черный день", но не для поддержки утопающих, а для компенсации тем, кто будет брать на себя обязательства этих утопающих. В прошлом году, например, перевозка пассажиров остановившегося альянса "Air Union" была возложена на "Атлант-Союз" и другие авиакомпании, но они так и не получили никакого возмещения. В этой связи логично предположить, что в правительстве не исключают в 2009 году дальнейших проблем у частных авиаперевозчиков, многим из которых, возможно, придется уйти с рынка.

Обозреватель Сергей Нагорный