Северо-Запад / Точка зрения 17 сентября 2009 г. 16:49

Полярный форпост науки

Interfax-Russia.ru - Атомный ледокол "Ямал" завершил экспедицию "Арктика-2009", выполнив свою главную миссию - высадив команду станции "Северный полюс - 37" ("СП-37") на дрейфующую льдину.

Interfax-Russia.ru - Атомный ледокол "Ямал" завершил экспедицию "Арктика-2009", выполнив свою главную миссию - высадив команду станции "Северный полюс - 37" ("СП-37") на дрейфующую льдину.

Атомный ледокол "Ямал" в среду днем прибыл в порт Мурманска. Он задержался на сутки - в планы исследователей вмешался шторм. Кроме того, ледокол совершил две незапланированных остановки: сначала его экипаж принял участие в операции по эвакуации группы археологов, которые подали сигнал бедствия с архипелага Новая Земля, затем на атомоход приняли заболевшего члена экипажа с атомного ледокола "Россия".

Специальный представитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Герой России Артур Чилингаров встретил на берегу прибывших на "Ямале" ученых, работавших на российской дрейфующей станции "СП-36", а также специалистов, помогавших в организации новой станции "СП-37". Об этом сообщили Interfax-Russia.ru в пресс-службе Арктического и Антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) - традиционного организатора "Северного полюса". Как отметили в пресс-службе института, практически все члены экспедиции в среду и в четверг улетели из Мурманска в Санкт-Петербург.

Напомним, ледокол с 56-ю участниками высокоширотной морской арктической экспедиции ААНИИ вышел из порта Мурманска 21 августа. На его борту было 33 человека экспедиционного состава, 16 полярников будущей станции "СП-37" и 7 человек летного состава. С дрейфующей станции "СП-36" в плановом порядке были сняты 18 полярников, две собаки, более 150 тонн оборудования и материалов станции.

Примечательно, что экспедицию "СП-36" было решено снять с льдины раньше запланированного срока. Это сделано из-за того, что льдина с полярниками оказалась непосредственно у территориальных вод Гренландии, где есть теплые течения. Была высока вероятность того, что льдина попросту подтает и расколется. Впрочем, говорят ученые, тем, кто принял у команды "СП-36" своеобразную полярную эстафетную палочку, вероятно, придется двигаться схожим маршрутом, ведь управлять огромной льдиной площадью около 10 квадратных километров невозможно.

Дрейфующая станция "Северный полюс - 37" официально начала работу 7 сентября. "В этот день на льду развертываемой станции "СП-37" начались метеорологические наблюдения. В 16:00 в эфир ушла первая метеосводка", - рассказали в пресс-службе ААНИИ. Скорость дрейфа станции - 1 километр в час.

Современная дрейфующая станция представляет собой небольшой поселок. Для полярников за считанные часы строятся домики, а также склады для размещения аппаратуры, оборудования, других припасов, запускается дизельная радиостанция. Дел у жителей дрейфующей станции и после хватает. В среднем за год на станции "Северный полюс" выполняется более 600 измерений глубин океана, до 4 тысяч метеонаблюдений, 600 - 650 выпусков шаров-пилотов, несущих радиозонды, до 1,5 тысяч измерений температуры и взятий проб морской воды.

В течение ближайшего года работать полярникам предстоит без преувеличения в экстремальных природных условиях. Достаточно сказать, что температура воздуха во время зимней полярной ночи держится, как правило, а районе минус 40 градусов по Цельсию, но в отдельные дни опускается и ниже 50, причем ветры с метелями особенно сильны в европейском секторе Арктики.

"Полярная ночь очень угнетающе действует на человека, каждый ведет по-своему: некоторые впадают в панику, некоторые в меланхолию", - рассказал журналистам начальник научно-исследовательской станции "Северный полюс-36" Юрий Катраев. "Исследования арктического дна, предсказание погоды и изучение полезных ископаемых - все это в режиме нон-стоп", - продолжает другой член команды "СП-36" Томаш Петровский.

Но ни паника, ни меланхолия не мешают важной работе. Специалисты отмечают, что с годами информация, которую отправляют на берег дрейфующие полярные станции, приобретает все большую ценность для представителей многих профессий: экологов, биологов, геологов, военных и даже политиков. Причем не только в нашей стране. "Уникальный комплекс исследований, который сегодня существует на дрейфующей станции, это, в первую очередь, исследование атмосферных процессов, ледяного покрова океана и взаимодействия их совместной динамики - без этих наблюдений просто невозможно", - объяснил "Вестям" начальник высокоширотной арктической экспедиции Владимир Соколов.

Экологов и биологов в первую очередь беспокоит то, как воздействует на арктические льды парниковый эффект. Последние данные, которые приводят американские ученые из Научного центра исследований атмосферы в Колорадо (США), неутешительны. Основной их вывод - прошедшее десятилетие стало самым теплым периодом в Арктике за последние две тысячи лет, хотя природный цикл климатических изменений должен был, напротив, вести регион к дальнейшему похолоданию. "Угрозе потепления в Арктике надо уделить особое внимание, так как подобное изменение температур может сильно повлиять на изменение климата на всей планете", - заявил на днях сотрудник центра Дэвид Шнайдер. Уникальный опыт российских полярников позволяет достаточно точно прогнозировать темпы таяния льдов, их передвижение, фиксировать изменения в атмосфере и на арктическом дне.

По данным экспертов, часть работ на дрейфующих станциях традиционно выполняется в интересах ВМФ РФ. Прежде всего, это навигация и связь с атомными подводными лодками. Это важно учитывать и в связи с возникшим в последние годы огромным интересом к Арктике, а особенно к ее шельфу, государств, чьи берега омываются ее ледяными водами.

По данным ученых, в арктическом шельфе содержится колоссальное количество неразработанных месторождений нефти и газа. "Арктический шельф - крупный и до настоящего времени практически не использованный резерв нефтегазовой промышленности России, но без его освоения невозможно решить задачи Энергетической стратегии России до 2020 года", - говорит директор ВНИИ Океанология Валерий Каминский.

В Арктическом и Антарктическом научно-исследовательском институте говорят, что работа полярников позволяет решать массу стратегических задач. Среди них, отмечают в ААНИИ, решение проблем гидрометеорологической безопасности России в полярных областях, более полное использование экономического потенциала Арктики и решение проблем коренного населения, сохранение геополитических позиций России в Антарктике, удовлетворение спроса потребителей различного уровня - от органов власти до нефтегазовых компаний - в знаниях о текущем и прогнозируемом состоянии окружающей среды в полярных районах Земли.

В институте также с гордостью отмечают, что история отечественных дрейфующих станций серии "Северный полюс" насчитывает уже более 70 лет: "СП-1" открылась 6 июня 1937 года, а руководил той экспедицией знаменитый советский полярник Иван Папанин.

Обозреватель Максим Кирчатов