Interfax-Russia.ru – Строительство железной дороги "Белкомур" обойдется России в 180 млрд рублей. Дорога не только напрямую свяжет Урал и Северо-Запад, но и откроет доступ к месторождениям.
Российские власти собираются развивать северо-запад страны за счет более активного освоения природных ресурсов и строительства транспортной инфраструктуры. Проект железной дороги от Урала к Белому морю после 20 лет забвения, похоже, будет реализован не только на бумаге.
Впервые о магистрали "Белкомур" (Белое море – Коми - Урал) заговорили еще в середине 90-х годов. В 1996 году было создано открытое акционерная общество "Белкомур", основными акционерами которого стали Республика Коми, Архангельская и Пермская области, а также частные компании (более 10% акций). Компания занялась строительством северного участка - в Архангельской области и Коми, для южного (Сыктывкар - Пермь) тем временем разрабатывали проектную документацию для обоснования инвестиций.
Чтобы оптимизировать вложение бюджетных средств, в начале 2010-х годов проект было решено перевести на принципы государственно-частного партнерства. На недавней встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым полпреды президента в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич и Северо-Западном федеральном округе Николай Винниченко доложили о завершении работ по разработке документов и расчетов по проекту.
Они также предложили премьеру реализовать проект на условиях государственно-частного партнерства по концессионной модели и попросили профинансировать разработку окончательной проектно-сметной документации. По информации пресс-службы полпреда в ПФО, стоимость такой разработки оценивается в 3,8 млрд рублей.
Медведев поддержал предложения полпредов и дал соответствующие поручения правительству.
"Его реализация позволит сократить грузовой транспортный путь от Транссиба до морских портов северо-западной части России примерно на 800 км, обеспечить доступ к природно-сырьевым и лесным ресурсам в транспортно-недоступных территориях Республики Коми, Пермского края и Архангельской области и тем самым придать импульс социально-экономическому развитию макрорегиона", - пояснила пресс-служба полпреда ПФО.
Кроме того, проект, как ожидается, повысит инвестиционную привлекательность регионов, на территории которых будет располагаться магистраль.
В рамках проекта "Белкомур" планируется создать железную дорогу протяженностью 1 тыс. 155 км. Причем большая ее часть (715 км) должна быть построена, а оставшиеся 440 км – это уже действующие линии, которые будут реконструированы либо усилены.
Как подчеркнули в Минтрансе, стратегическое значение магистрали может заключаться в создании прямого пути между Уралом и Коми с незамерзающими портами Архангельска, Мурманска и Северной Европы. Кроме того, в перспективе "Белкомур" обеспечит кратчайший путь для транзита грузов в Северную Европу и регионы Сибири, Казахстана и Средней Азии.
Магистраль рассматривают также как возможность разгрузки Транссиба и его ответвлений. В Минтрансе сообщали, что с помощью "Белкомура" могут быть разделены ж/д грузопотоки, идущие на север и северо-восток РФ, – на Усть-Лугу, Приморск, Высоцк, Выборг и в Санкт-Петербург.
Общая стоимость всего проекта в настоящее время составляет около 180 млрд рублей. До 2016 года в него необходимо вложить 6,8 млрд рублей - по 1,9 млрд рублей в 2013 и 2014 годах на уже упомянутую разработку документации, а 3 млрд рублей в 2015 году непосредственно на прокладку линии. По оптимистическим прогнозам, движение по дороге может начаться уже в 2018 году.
Ранее в Минтрансе РФ сообщали, что в проекте готовы участвовать частные инвесторы - МХК "ЕвроХим", ОАО "Уралкалий" и ОАО "СУЭК". Как поясняли в министерстве, прежде всего, интерес к проекту проявляют компании, производящие калийные удобрения - с учетом рыночной конъюнктуры для них проект может оказаться "вполне окупаемым".
Однако "Белкомур" интересует и зарубежных инвесторов. В январе руководство Внешэкономбанка (ВЭБа), задействованного в 2011 году для ускорения реализации проекта, общалось по этому поводу с представителями Китая.
Согласно сообщению ВЭБа, в китайскую делегацию входили представители Банка развития Китая, министерства железных дорог КНР и Китайской гражданской инженерно-строительной корпорации в России.
Стороны обсудили приемлемые форматы реализации проекта, структуру акционерного капитала специализированной проектной компании-заемщика, возможности вхождения крупных российских и китайских компаний в ее капитал, а также необходимость участия в проекте государства и ОАО "РЖД".
Китайские чиновники и бизнесмены рассчитывают не только на железную дорогу, но и на разработку ресурсов в регионах, по территории которых пройдет "Белкомур". Как сообщили в ВЭБе, участники переговоров считают необходимым проработать перечень инвестиционных проектов в сфере горной химии, нефтяной и строительной отраслях, агрохимическом и лесопромышленном комплексах, в том числе, с участием Российско-китайского инвестиционного фонда.
Для решения этих вопросов была создана рабочая группа, в которую вошли представители Республики Коми, Внешэкономбанка, РЖД, министерства транспорта РФ, Банка развития Китая и ряда китайских компаний.
Проект вызвал заинтересованность и у регионов, которые первоначально не были в него включены. Например, власти Мурманской области говорят о необходимости корректировки расчетов и экономического обоснования проекта с учетом выхода транспортных маршрутов на мурманское направление. О необходимости уделить внимание Мурманску говорили и в самом Минтрансе РФ. В 2012 году регион также включили в проект.
"Реализация проекта поможет снять инфраструктурные ограничения для развития огромных территорий севера Российской Федерации и ряда прилегающих регионов", – пояснила губернатор Мурманской области Марина Ковтун.
При этом в правительстве Архангельской области подчеркивают, что решение не приведет к конкуренции между морскими портами двух регионов.
"Сегодня порты Архангельска и Мурманска имеют свою специфику и востребованность среди грузоотправителей. И если изначально предполагалось, что дорога должна закончиться в Архангельске, то в процессе проработки проекта концепция поменялась: все понимают необходимость продолжения магистрали до мурманского узла, как и то, что это приведет к удорожанию строительства. Сейчас специалистам предстоит большая работа по определению объема инвестиций. Тем не менее, никакой конкуренции между портами Мурманска и Архангельска в этом проекте нет", - заявил заместитель губернатора Архангельской области Алексей Алсуфьев.
В свою очередь, архангельский губернатор Игорь Орлов заявлял, что регион рассматривает проект "Белкомура" в связке со строительством глубоководного порта в Двинском заливе Белого моря.
Согласно сообщению пресс-службы региональной администрации, в настоящее время порт расположен в дельте Северной Двины с протяженностью основного судового хода 80 км. Фарватер заносится песком, из-за чего приходится регулярно проводить дорогостоящие дноуглубительные работы. А зимой постановка судов к причалам требует значительных затрат на ледоколы. Увеличивает стоимость доставки грузов лоцманский сбор и ограничивающие судоходство мосты.
"Сегодня порт может принимать суда грузоподъемностью до 25-30 тыс. тонн и только в грузовом районе "Экономия". Это, в свою очередь, не дает перспектив для перевозки массовых экспортных грузов: угля, нефти или удобрений, потому что рентабельность в данном случае начинается с судовых партий в 70-100 тыс. тонн", - заявлял в декабре 2012 года руководитель агентства по транспорту Архангельской области Дмитрий Деарт.
Согласно предложениям разработчиков, новый глубоководный район Архангельского морского порта выведут за пределы рукавов Северной Двины. Терминал будет иметь простой и короткий выход в открытое море, что сократит затраты на дноуглубление, услуги портовых ледоколов и лоцманскую проводку. Глубоководный порт сможет обрабатывать порядка 30 млн тонн грузов в год.
Причем финансирование проекта, как и в случае с "Белкомуром", предполагают вести за счет механизмов государственно-частного партнерства. На строительство порта необходимо около 30 млрд рублей.
А в целом, по оценке Минрегиона, реализация обоих проектов позволит обеспечить занятостью в трех регионах (еще до включения Мурманской области) более 45 тыс. человек.
Обозреватель Алексей Дружников
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".