Северо-Запад / Точка зрения 30 октября 2017 г. 12:12

Упал в море

Interfax-Russia.ru – Продолжается спасательная операция близ Шпицбергена, где потерпел крушение вертолет Ми-8. Вертолет нашли на глубине 200 метров, в МЧС решают, как поднять его со дна.

Упал в море
© РИА Новости. Денис Абрамов

Ночью 29 октября самолет Ил-76 МЧС России со спасателями и необходимым оборудованием приземлился в Норвегии для оказания помощи в поиске российского вертолета, пропавшего вблизи острова Шпицберген. В составе оперативной группы более 40 водолазов-спасателей государственного центрального аэромобильного спасательного отряда "Центроспас" и Центра по проведению спасательных операций особого риска "Лидер" МЧС России.

Ил-76 доставил в зону проведения поисково-спасательных работ необходимое высокотехнологичное оборудование, среди которого малогабаритный телеуправляемый подводный аппарат малого класса "Фалькон".

Вскоре центр координации спасательных операций Норвегии сообщил, что обломки вертолета нашли на дне моря на глубине 209 метров при помощи норвежского судна в 2 км северо-восточнее мыса Хеер.

Между тем, как сообщил "Интерфаксу" источник в международных службах авиационного поиска и спасения, "на глубине 178 метров обнаружены предположительно предметы, характерные для кабины российского вертолета и личные вещи членов экипажа".

Позднее спасатели МЧС России при помощи телеуправляемого глубоководного аппарата "Фалькон" обследовали упавший в море возле норвежского Шпицбергена российский вертолет Ми-8.

"В точку обнаружения обломков вертолета на 200-метровую глубину российские спасатели опустили аппарат "Фалькон", который обследовал фюзеляж Ми-8 и лопасти вертолета", - сказал собеседник агентства, не уточнив состояние фюзеляжа.

В МЧС отметили, что "Фалькон" работал не внутри вертолета, а снаружи. "Исследование поможет определить способ его поднять со дна", - пояснили в МЧС.

Накануне соболезнования в связи с гибелью россиян при крушении вертолета выразила премьер-министр Норвегии Эрна Сульберг.

"По инициативе норвежской стороны состоялся телефонный разговор Дмитрия Медведева с премьер-министром Норвегии Эрной Сульберг. Эрна Сульберг выразила соболезнования в связи с гибелью граждан России в результате падения вертолета Ми-8 у берегов архипелага Шпицберген и просила передать слова сочувствия родным и близким погибших. Дмитрий Медведев поблагодарил правительство Норвегии и власти Шпицбергена за организацию поисково-спасательной операции, в которой принимали участие прибывшие на остров специалисты МЧС России", - говорится в сообщении пресс-службы российского правительства.

Спасательную операцию не прекращать

Вскоре генконсул РФ на Шпицбергене Вячеслав Николаев сообщил "Интерфаксу", что спасатели на Шпицбергене продолжают операцию после крушения вертолета.

"Сотрудники МЧС, других ведомств включились в активную работу совместно с норвежскими спасателями. То есть сама спасательная операция еще продолжается, ее никто не прекращал", - рассказал российский дипломат.

По его словам, продолжительность спасательной операции будет зависеть, в частности, от погодных условий.

"Решается вопрос о поднятии воздушного судна. Как ожидается, в среду вечером подойдет специализированный корабль. А сколько времени потребуется на все эти работы, учитывая глубину более 200 метров, пока говорить сложно", - подчеркнул Вячеслав Николаев.

Комментируя выраженные накануне премьер-министром Норвегии соболезнования российской стороне, генконсул подчеркнул, что "соболезнования выражают, но пока не обнаружены тела, об этом говорить преждевременно".

Как сообщил замдиректора департамента готовности сил и специальной пожарной охраны МЧС Евгений Саидов, МЧС России согласовало с норвежскими коллегами план дальнейших работ на Шпицбергене.

"Согласован план проведения сотрудниками МЧС России работ с привлечением подводных аппаратов, поисковых работ вдоль береговой линии, в том числе на суше. Работы проводятся в тесном взаимодействии с норвежскими коллегами посменно и в круглосуточном режиме. На сегодняшний день работы спланированы на суше и на море", - сказал он на селекторном совещании в Национальном центре управления в кризисных ситуациях.

По его словам, что с норвежскими коллегами была достигнута договоренность об использовании морского судна большой грузоподъемности для проведения работ по подъему потерпевшего крушения вертолета.

В свою очередь глава МЧС России Владимир Пучков распорядился не прекращать спасательную операцию. "Я прошу все возникающие вопросы решать совместно с норвежскими коллегами, спасательную операцию продолжаем", - отметил министр.

Как это произошло

О крушении российского вертолета у берегов Шпицбергена 26 октября сообщил в своем twitter-канале норвежский спасательный центр.

"Российский вертолет, восемь человек на борту, упал в море в 2-3 километрах от Баренцбурга. Спасательная служба Северной Норвегии координирует операцию", - было указано в сообщении.

О пропаже вертолета в Гренландском море стало известно вечером по местному времени.

"Вертолет, скорее всего, направлялся из (российского) поселка Пирамида в Баренцбург. Он пропал и потерпел крушение около 15:35 по местному времени (16:35 мск. - ИФ)", - сообщали норвежские спасатели.

Позднее в МЧС РФ подтвердили падение российского вертолета.

"На территории Норвегии в пределах двух километров от острова Шпицберген упал российский вертолет", - сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе Северо-Западного регионального центра МЧС России.

В свою очередь генконсул РФ на Шпицбергене Вячеслав Николаев не исключил аварийную посадку вертолета.

"Мы знаем, что вертолет не вошел в зону объективного контроля. Разбился он или совершил аварийную посадку, я пока сказать точно не могу. Сейчас этими вопросами занимается служба спасения и соответствующая служба на руднике Баренцбурга", - сказал российский генконсул.

Между тем, источник в международных службах авиационного поиска и спасения заявил "Интерфаксу", что из-за погодных условий шансы на выживание экипажа и пассажиров минимальны.

"Температура воды в районе падения около ноля градусов, метеоусловия - сильный ветер и снег - неблагоприятны для выживания на протяжении более получаса", - сказал источник.

В метеорологических службах "Интерфаксу" также подтвердили, что в момент инцидента в районе Баренцбурга были сложные погодные условия.

"Над Шпицбергеном и западнее циклон, фронтальная зона, и ситуация непростая - особенно для вертолета на момент перелета. Плюс достаточно сложный аэропорт, бухта", - сказал собеседник агентства.

По его словам, температура у земли в момент инцидента была нулевой или слабоотрицательной. Была низкая, практически 10-балльная облачность, и шел снег. Кроме того, ситуацию мог осложнить ветер.

На борту – ученые и экипаж

В пресс-службе Минэнерго заявили, что на борту Ми-8 находились три сотрудника НИИ Арктики и Антарктики, а также пять членов экипажа.

"В Арктике потерпел крушение вертолет, находившийся в лизинге у "Арктикугля", - сказали в Минэнерго.

Министерство обнародовало имена находившихся на борту людей. Это сотрудники НИИ Арктики и Антарктики Олег Голованов, Николай Фатеев, Максим Каулио, а также экипаж: командир Евгений Баранов, второй пилот Владимир Фролов, бортмеханик Алексей Поуляускас, техник Марат Михтаров и инженер Алексей Королев.

Эту информацию подтвердил и Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ), рассказав подробности полета.

"На борту воздушного судна во время полета находились пять членов экипажа и трое научных сотрудников "ААНИИ" Росгидромета, выполнявших работы в рамках деятельности Российской научной арктической экспедиции на архипелаге Шпицберген. Научная группа возвращалась из поселка Пирамида, расположенного в 78 км от конечного пункта полета - поселка Баренцбурга, после выполнения плановой серии гидрологических наблюдений и отбора проб в рамках программы экологических исследований", - сообщила пресс-служба института.

Заместитель генерального директора авиакомпании "Конверс Авиа" Дмитрий Желязков заявил, что собственником Ми-8, с которым произошло ЧП, является ФГУП "Арктикуголь", а компания "Конверс Авиа" является эксплуатантом судна.

"Вертолет принадлежит "Арктикуголь", а мы его обслуживаем, являемся его эксплуатантами. Вертолет базируется на Шпицбергене", - сказал собеседник Дмитрий Желязков.

Возбудят и проверят

Сразу после того, как стали известны названия компаний, причастных к ЧП, на произошедший инцидент отреагировали надзорные и следственные органы.

Так, пресс-служба Северо-Западного следственного управления на транспорте СКР сообщила, что по факту крушения вертолета с россиянами на Шпицбергене возбуждено уголовное дело по ч.3 ст.263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее смерть более двух лиц).

В Минтрансе РФ также сообщили, что компанию "Авиационная компания Конверс Авиа" проверят на предмет соблюдения правил безопасности полетов.

"По поручению министра транспорта РФ Максима Соколова Росавиация и Ространснадзор подключились к выяснению причин авиационного происшествия с вертолетом Ми-8АМТ ЗАО "Авиационная компания Конверс Авиа" возле острова Шпицберген", - сказали "Интерфаксу" в Минтрансе.

Там отметили, что Ространснадзор - управление Госавианадзора по Центральному федеральному округу – проведет внеплановую проверку компании "Конверс Авиа" на предмет соблюдения законодательства в сфере обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации, с учетом особенностей полетов над морем и в Северном регионе в осенне-зимних условиях.

Между тем, Тверская межрайонная транспортная прокуратура начала проверку исполнения законодательства о безопасности на воздушном транспорте в АО "Авиакомпания Конверс-Авиа" в связи с крушением вертолета Ми-8АНТ на Шпицбергене, сообщили (http://www.mmtproc.ru/news/1/10999/) в Московской межрегиональной транспортной прокуратуре.

"По результатам проверки при наличии оснований будет решен вопрос о принятии соответствующих мер прокурорского реагирования", - отмечается в сообщении.

Кроме того, по согласованию с управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ЦФО Федеральной службы по надзору в сфере транспорта будет проведена внеплановая выездная проверка АО "Авиакомпания Конверс-Авиа".

Причины падения

Говоря о причинах падения, источник в международных службах авиационного поиска и спасения сообщил "Интерфаксу", что спровоцировать катастрофу могли некорректные действия пилотов в сложных метеоусловиях.

"Метеослужбы фиксировали сложную обстановку по маршруту полета Пирамида - Баренцбург, которые требовали от экипажа высоких навыков пилотирования в арктической зоне и соответствующего налета в полярных широтах. Сильные снег и ветер, океаническая поверхность в условиях сумерек могли повлиять на принятие пилотами решений во время полета", - сказал источник.

Он не исключил, что пилоты могли столкнуться с соматографической иллюзией, либо с другим психологическим явлением, которое побудило их совершить некорректные действия в воздухе.

Версия технической неисправности воздушного судна также рассматривается, но она не является приоритетной.

"Вертолет был произведен в 2013 году, должным образом и своевременно обслуживался. Тем не менее, отказ техники со счетов сбрасывать нельзя, но он маловероятен. Авиакомпания и фрахтователь - трест "Арктикуголь" имеют достаточный ресурс для обслуживания воздушных судов и внимательно следят за их состоянием. Ранее инцидентов с воздушными судами, находящимися на балансе "Арктикуголь", на Шпицбергене не происходило", - сказал источник.

СК "АльфаСтрахование" является страховщиком вертолета, сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе компании. В частности, в компании была застрахована ответственность перевозчика перед пассажирами за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу, экипаж и сам вертолет по авиакаско.

Согласно российскому законодательству, родственники пострадавших пассажиров могут получить от компании до 2 млн рублей, при смерти пассажира - 2,025 млн рублей.

Власти Санкт-Петербурге заявили, что в случае необходимости окажут помощь семьям, чьи родные были в пропавшем у берегов Шпицбергена вертолете, сообщили в пресс-службе городского комитета по социальной политике.

"Мы вышли на связь с родственниками, держим с ними контакт. Однако поиски продолжаются, мы следим за ситуацией и готовы при необходимости оказывать помощь их семьям", - цитирует пресс-служба главу комитета Александра Ржаненкова.

В свою очередь в Межгосударственном авиационном комитете (МАК) сообщили, что бюро по расследованию происшествий Норвегии будет заниматься расследованием ЧП с российским вертолетом Ми-8. При этом к расследованию также будут привлечены и специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК).

"В соответствии с положениями приложения 13 "Расследование авиационных происшествий и инцидентов" к Конвенции о Международной гражданской авиации расследование проводит Бюро по расследованию происшествий Норвегии. МАК сформировал группу специалистов для участия в расследовании", - говорится в сообщении.

Шансы на спасение

Руководитель спасательной операции Норвегии Туре Хонгсет рассказал норвежскому телеканалу NRK, что спасатели убеждены: разбившийся вертолет или его останки находятся на дне моря.

В то же время норвежские спасатели еще надеются на спасение экипажа.

"Отчеты и наблюдения, сделанные в этом районе, указывают на то, что произошло худшее. Но мы знаем, что на вертолете такого типа есть спасательный плот на борту. Никогда нельзя сдаваться слишком рано, есть еще надежда", - сказал пресс-секретарь поисковой службе Норвегии Гейр Мортенсен.

Обозреватель Олег Пименов

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook