Interfax-Russia.ru – Развитие особой экономической зоны в Калининградской области забуксовало. Эксперты винят в этом несовершенный закон и ожидают в 2016 году куда более серьезные проблемы.
Модели для развития
После распада СССР в 1991 году Калининградская область оказалась отрезанной от остальной территории России, превратившись в эксклав, точнее в полуэксклав. Такое положение вынудило местные и федеральные власти искать путь спасения оказавшейся в изоляции экономики региона. Оптимальное решение начали искать еще с начала 90-х, но законодательно статус самого западного региона России в качестве особой (свободной) экономической зоны был оформлен к 1996 году. В ОЭЗ вошла вся территория Калининградской области за исключением оборонных объектов и нефтедобычи на шельфе.
Какие выгоды это принесло янтарному краю? Компоненты, сырье и многие виды готовой продукции начали ввозить на территорию области из сопредельных стран в режиме так называемой свободной таможенной зоны, то есть без уплаты ввозных пошлин. При этом произведенные из них товары могли продаваться на всей территории России без каких-либо ограничений. Это позволило региональной экономике довольно быстро встать на ноги.
"Хозяйственный комплекс региона был реформирован, социально-экономическое положение области было упрочнено", - рассказал Interfax-Russia.ru президент Калининградской торгово-промышленной палаты (КТПП) Алексей Зиновьев.
"ОЭЗ сыграла свою позитивную роль, особенно в начале своего действия в 90-х годах. Она позволила сформироваться калининградским предпринимателям и занять нишу импортозамещения на российском рынке, показав, что импортозамещение как направление развития российской экономики в целом может быть эффективным", - сообщил в свою очередь Interfax-Russia.ru директор по программной работе Агентства регионального экономического развития Калининградской области Алексей Игнатьев.
Вместе с тем, как заметил эксперт, минусом закона от 1996 года стало то, что он не стимулировал наращивание добавленной стоимости на территории области, в результате чего в региональной экономике не сформировались предприятия с глубоким циклом переработки.
В 2000-х стало очевидно, что экономическое развитие Калининградской области нуждается в корректировке для привлечения серьезных капитальных вложений. В начале 2006 года был принят ФЗ N16, который предоставил потенциальным инвесторам серьезные льготы. Правительство Калининградской области утвердило форму инвестиционной декларации резидента ОЭЗ. Кроме того, ввоз товаров в режиме свободной таможенной зоны был продлен новым законом до 2016 года всем калининградским компаниям, зарегистрированным еще в старой зоне. Правда, при этом ограничивался популярный у калининградцев вид бизнеса – прямой реэкспорт. При вывозе продукции на основную территорию России отныне нужно было платить пошлины и налоги, рассчитанные с импортной составляющей продаваемого товара.
О каких особых условиях и льготах велась речь в новом законе? Под режим особой зоны образца 2006 года попадали проекты ценой свыше 150 млн рублей, при этом 70% производства и 90% собственных или арендованных средств должны были находиться в области, а среди персонала должно было быть не менее половины местных жителей. За это инвестор получал освобождение от налога на прибыль на 6 лет и затем 50%-ную льготу еще на 6 лет. При этом инвесторам под новые проекты выделялись земельные участки с фиксированным размером арендной платы на весь срок действия договора между администрацией ОЭЗ и резидентом.
Авторы закона рассчитывали, что с его принятием регион наконец-то станет экспортноориентированным. Но, судя по всему, не учли ряд моментов, отмечают эксперты, хотя положительную роль в экономике региона он, конечно, сыграл.
"Пришли солидные инвесторы, в том числе иностранные, появилось несколько десятков экспортоориентированных предприятий, использующих высокие технологии, более 10 тыс. новых рабочих мест, приличные зарплаты", - говорит о достижениях ОЭЗ глава КТПП Алексей Зиновьев.
По официальным данным, рост промышленного производства в области в 2006-2008 годах существенно опережал среднероссийский и составил 257%, а индекс промышленного производства в области вырос в 2,7 раза.
"За почти 5 лет действия закона в область пришло более 60 инвесторов, в том числе с иностранным капиталом, которые инвестировали около 100 млн евро, - продолжил в беседе с Interfax-Russia.ru мысль Зиновьева исполнительный директор Ассоциации иностранных инвесторов в Калининградской области Олег Скворцов. – Другое дело, что эти инвесторы при реализации проектов испытывали определенные сложности, связанные с применением закона".
Эксперт пояснил, в чем заключаются конкретные недостатки ФЗ N16. "Закон показал, что он несовершенен. Много велось дискуссий относительно того, что закон написан для крупных инвесторов – малый и средний бизнес почувствовал себя ущемленным. Закон не предусматривал в качестве инвестиций лизинг оборудования, автотранспорта, арендные платежи. Льготы, прописанные для инвесторов, оказались не так велики. В частности, налог на прибыль по 0% ставке первые шесть лет. По многим проектам срок выхода на уровень безубыточности составляет 7-12 лет. По сути, все это время прибыли не извлекается, соответственно льгота является условной. Ряд положений закона не работали или работали в так называемом "ручном режиме". Это касается упрощенного порядка оформления виз для иностранных инвесторов", - перечисляет Скворцов.
Вместе с тем, и добиться главного – экспортоориентированности региона – пока тоже не удается, признают эксперты. Отчасти это связано с тем, что существенный удар по зарождавшемуся калининградскому экономическому чуду нанес мировой кризис, который отбросил экономику области на несколько лет назад. Так, объем иностранных инвестиций в экономику Калининградской области в 2009 году сократился по некоторым данным более чем в три раза. Но в проблемах Калининградской ОЭЗ виновен не только кризис.
Будущее противоречиво
22 февраля 2011 года в "Российской газете" появилась статья "Судьба резидента", посвященная проблемам ОЭЗ Калининградской области. Согласно данным правительственного издания, из 76 резидентов, зарегистрированных за время действия ФЗ N16, к настоящему моменту осталось 66. Половина из них реализует инвестпроекты в обрабатывающих отраслях, 16 – в сфере строительства производственных, рекреационных и культурно-деловых комплексов, 17 – в сфере транспорта и связи.
Конечно, ситуация постоянно меняется – на место выбывших компаний приходят новые, но в целом тенденции тревожные. Так, если за 2009 год в единый реестр резидентов ОЭЗ были включены семь новых организаций с общим объемом инвестиций почти в 8 млрд рублей, то в прошлом году хоть и появилось восемь новых резидентов, но в общем инвестиционном портфеле они принесли чуть больше 5 млрд.
Администрация ОЭЗ надеется на лучшее, но сами действующие и потенциальные резиденты тем временем пытаются понять, как может отразиться на них целый ряд важных перемен.
Во-первых, серьезные дискуссии в Калининградской области вызвал указ президента России от 9 января 2011 года "Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками". После вступления в силу указа Калининградская область автоматически почти полностью (на 90%) оказалась приграничной территорией, где иностранцам запрещено покупать землю. Исключение составили всего три муниципалитета полуэксклава.
Заместитель министра экономики Калининградской области Андрей Гудзарик поспешил успокоить инвесторов. Все инвесторы, работающие в регионе, являются учредителями российских компаний, объяснил он журналистам. Для таких организаций есть ограничение: если иностранное юридическое или физическое лицо владеет более 50% акций российской компании, то им запрещается иметь в собственности земли сельхозназначения. Остальной недвижимостью владеть можно. Как добавил Гудзарик, для иностранных лиц остается возможность долгосрочной аренды земельных участков на приграничной территории. "Ничего не потеряют те инвесторы, кто вкладывает свои деньги в производство и оборудование", - считает он.
С этим согласен и Алексей Игнатьев из Агентства регионального экономического развития области: "Запрет иностранным гражданам приобретать участки существует в Калининградской области уже давно и не оказывает влияния на ее инвестиционную привлекательность. Имеются легальные возможности регистрировать землю на российское юридическое лицо, собственником которого может являться иностранное юридическое либо физическое лицо".
Но некоторые специалисты заявили, что новый запрет привлекательности инвестиционному климату ОЭЗ не прибавил. "Указ президента о запрете покупки земель иностранными гражданами и юридическими лицами инвестиционной привлекательности, к сожалению, региону не добавил, - считает Олег Скворцов. – К нам обращались инвесторы из Италии и Германии с вопросами, что за собой повлечет издание такого указа, как он отразится на их деятельности в регионе. К сожалению, не совсем понятен принцип, по которому районы области определялись как приграничные территории".
Довольно неоднозначны оценки экспертов и относительно скорого вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). "Вступление России в ВТО теоретически должно означать закрытие ОЭЗ", - предполагает исполнительный директор Ассоциации иностранных инвесторов в Калининградской области, но тут же вспоминает, что "в ряде стран-членов ВТО особые экономические режимы были сохранены, например, в Китае". Получается, говорит эксперт, что режим ОЭЗ зависит от того, на каких условиях Россию примут в ВТО.
Между тем, Алексей Игнатьев считает, что вступление России в ВТО приведет к снижению ввозных пошлин, причем в первую очередь на импортные комплектующие и сырье. "Это сделает продукцию калининградских предприятий на российском рынке менее конкурентоспособной", - полагает эксперт.
С другой стороны, продолжает он, могут улучшиться условия для экспорта. "Таким образом, ВТО будет способствовать переориентации экономики Калининградской области на внешние нероссийские рынки", - делает вывод Игнатьев.
Еще одно событие, которое обсуждают в бизнес-среде Калининградской области – это создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Здесь мнения экспертов также не единодушны. "Новый Таможенный кодекс не учитывал специфики региона, его оторванности от основной территории России, наличия ОЭЗ", - сетует исполнительный директор Ассоциации иностранных инвесторов в Калининградской области Олег Скворцов.
Алексей Игнатьев, напротив, считает, что создание Таможенного союза обещает благоприятные перспективы для региона: "Это может привести к формированию новых транспортных коридоров по линии Восток-Запад, в которых у Калининградской области может появиться новая ниша крупного консигнационного склада для предприятий, расположенных в Европе и использующих сырье и комплектующие из Юго-Восточной Азии".
Не рента, а компенсация
Если вернуться не к потенциальным, а к текущим сложностям с развитием ОЭЗ, то существует очень серьезное концептуальное расхождение в подходе к определению роли этой зоны для российского полуэксклава. "Некоторые аналитики полагают, что преференции области в рамках особой экономической зоны – это своеобразная рента, которую нещадно эксплуатируют нечистоплотные бизнесмены. На самом деле, механизм ОЭЗ является лишь компенсационной мерой для экономики российского эксклава, которая развивается в иных, гораздо более сложных условиях, чем в других регионах России", - говорит президент Калининградской ТПП Алексей Зиновьев.
По его оценке, до 20% издержек резидентов – это преодоление проблем, связанных с оторванностью янтарного края от остальной территории РФ, "не говоря уже об уровне тарифов на перевозки и энергоносители".
"И это очень существенная "особость" ведения бизнеса в нашем регионе", - подчеркивает Зиновьев.
С ним соглашается Олег Скворцов. "Что регион имеет сегодня? Очереди на границах, недостроенный аэропорт, сложный порядок оформления рабочих виз для иностранцев, многоступенчатую систему согласований при инвестировании, постоянные проверки различных инспекций и ведомств. На сегодняшний день инвестор занимается не развитием бизнеса, а работой с чиновниками. Это основная проблема, которую нужно решать для прихода инвесторов", - уверен эксперт.
Чтобы ОЭЗ, а с ней и вся экономика области активно развивались, ФЗ N16 нужно дополнить теми нормами, "которые позволят более эффективно работать инвесторам", говорит Скворцов.
"Параллельно с ним можно принимать другие законопроекты, регулирующие социально-экономическое развитие региона с учетом условий эксклавности, оторванности от основной территории России", - считает эксперт. Прежде всего, по его мнению, в области необходимо поддерживать малые и средние производства, которые позволят локализовать производственные циклы.
Алексей Игнатьев добавляет: "Необходимо работать точечно с предприятиями, которые хотят работать на европейский рынок, но которым выгоднее размещать предприятие за пределами ЕС. Закон об ОЭЗ должен быть скорректирован, исходя из новых реалий".
Впрочем, некоторые местные политики заявляют о том, что Калининградской области нужен вовсе не новый закон об ОЭЗ, а особый статус. В частности, 1 марта депутат областной думы Соломон Гинзбург предложил сделать регион отдельным федеральным округом или отдельным национальным проектом: "У нас должен быть иной порядок, губернатор должен иметь более высокий статус. Возможно, область должна стать отдельным федеральным округом, отдельным национальным проектом. Проблема… в нарастающем разрыве в уровне жизни – нашей и европейцев. Закон об ОЭЗ не поможет решить этой проблемы".
Проблема-2016
Абсолютно единодушны эксперты, опрошенные Interfax-Russia.ru, пожалуй, только в одном – настоящие проблемы у калининградской экономики могут начаться после 1 апреля 2016 года. Именно тогда должен прекратить действие так называемый старый закон об особой экономической зоне области образца 1996 года, который предоставлял предприятиям таможенные преференции на ввоз комплектующих и вывоз готовой продукции. В настоящее время подавляющее большинство калининградских компаний работает в рамках двух законов – от 1996 и 2006 годов.
Через пять лет таможенные льготы, скорее всего, отменят, и многие резиденты ОЭЗ могут этого не пережить. Переходный период слишком короток, сетуют специалисты. Как в частности говорят в КТПП, в 2016 году "может произойти экономический коллапс".
Эксперты предрекают, что отмена положений переходного периода в 2016 году вызовет прекращение деятельности большинства организаций Калининградской области, которые работают в пищевой промышленности, текстильном и швейном производстве, производстве электрооборудования, транспортных средств, мебели. Кроме того, аналитики считают, что на грань банкротства будет поставлена часть организаций, работающих в сфере оптовой торговли, логистическом и транспортном комплексах региона.
"Проблема 2016 года стоит на повестке дня. И чем ближе этот год, тем острее она становится. С одной стороны понятно, что переходный период продлять не будут. С другой стороны, 90% компаний-участников внешнеэкономической деятельности сегодня работают по переходному периоду. Худший вариант будет, если все эти компании одномоментно закроются", - говорит Олег Скворцов.
Впрочем, продолжает он, если Россия к 2016 году вступит в ВТО, это позволит снизить импортные пошлины на многие виды продукции и сырья и таким образом нивелирует проблему завершения переходного периода. "В любом случае на региональном уровне нужно рассматривать дополнительные меры стимулирования производств, которые работают в рамках переходного периода", - резюмирует Скворцов.
Как в свою очередь отмечает Алексей Игнатьев, все будет зависеть от того, "сумеет ли власть до этого момента создать условия для переориентации калининградского производственного бизнеса с общероссийского рынка на внутренний калининградский рынок и экспорт на внешние нероссийские рынки".
Между тем, в Минэкономразвития РФ не исключают, что срок действия переходного периода для резидентов калининградской ОЭЗ может быть продлен. Также здесь считают возможным субсидирование отдельных отраслей промышленности Калининградской области. Многое будет зависеть от политической воли федерального центра, в частности, от того, получит ли область особый статус. Эту тему все активнее "продвигают" власти региона. По поручению губернатора области Николая Цуканова дискуссия о новом законе, определяющем статус области, продолжится на региональном форуме "Стратегия 2020", который состоится в областном центре 30 марта.
Обозреватель Максим Кирчатов