- Семен Викторович, в правительстве Иркутской области неоднократно подчеркивалось, что, несмотря не непростые экономические условия, в приоритете остается социальная направленность бюджета. Удается ли справляться с этой задачей? Какие средства в этом году направляются на социальную защиту населения из бюджетов разных уровней?
- Финансирование социальной сферы в регионе ежегодно увеличивается. Так, если в 2005 году на социальную политику предусматривалось 12% от общего объема расходов областного бюджета, то в 2009 году на эти цели направлена пятая часть региональной казны. В этом году затраты на социальную сферу составляют более 13,5 млрд рублей, из них объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета - 4 млрд рублей. В проекте 2010 года запланировано 12 млрд 70 млн рублей. Эта цифра не окончательная, и, скорее всего, средств будет еще больше.
Несмотря на сложную экономическую ситуацию в области, по указанию губернатора Дмитрия Мезенцева все социальные выплаты сохранены и ни на одну копейку не снижены.
Подчеркну, что бюджет Иркутской области в целом носит социальную направленность. Если вместе с социальной сферой брать здравоохранение, образование, физкультуру и спорт, то затраты на это составляют более половины регионального бюджета.
- Своевременная выплата пособий - один из ключевых факторов социальной стабильности в регионе. В начале года сформировалась задолженность по выплатам, в частности, на содержание детей, переданных в приемные семьи и находящихся под опекой и попечительством. На сегодня эта проблема решена?
- Задолженность перед получателями по выплатам социальных пособий, в частности, на содержание детей, переданных в приемные семьи и находящиеся под опекой и попечительством, образовалась с октября 2008 года в связи с резким ростом количества получателей. Правительство региона оперативно приняло меры, благодаря которым задолженность была погашена в январе-феврале. Сегодня выплаты идут без сбоев, никаких задержек нет.
С начала 2007 года размер денежных средств на содержание детей под опекой (попечительством), а также детей, переданных на воспитание в приемную семью, увеличен и составляет 4 тыс. рублей на одного ребенка. С применением районного коэффициента в южных районах области эта сумма равняется 4,8 тыс. рублей, в северных районах - 5,2 тыс. рублей. Базовая ставка оплаты труда приемных родителей составляет 2,5 тыс. рублей. Оплата увеличивается за каждого ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, а также за ребенка с отклонениями в развитии.
Денежные средства в области выплачиваются 11 тыс. 401 опекуну на 14 тыс. 292 ребенка, а также 921 приемному родителю на 1 тыс. 554 ребенка.
В бюджете области в этом году на содержание детей в приемных семьях предусмотрено более 73,1 млн рублей, на содержание детей, находящихся под опекой, - почти 764 млн рублей.
- В связи с оптимизацией расходов областного бюджета от каких-то форм социальной поддержки пришлось отказаться? Например, родители, чьи дети не посещают детские сады из-за нехватки мест, уже не могут рассчитывать на поддержку?
- С 1 июня этого года отменена выплата пособия семьям в размере 2 тыс. рублей, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, на ребенка в возрасте от полутора до трех лет, не устроенного в детсад из-за нехватки мест.
Отмечу, что социальная поддержка этой категории родителей была дополнительной мерой, не предусмотренной федеральными нормативами. Эта форма поддержки была достаточно "скользкой" и финансово ее бюджет не мог обеспечить. Ситуация складывалась так, что даже в деревнях, где никогда не было детсадов, не работающие родители написали заявления на это пособие. Количество заявлений резко возросло. Мы не ожидали, что у нас сразу появится столько людей, дети которых не устроены в детский сад. Все поголовно начали вставать в очередь на предоставление мест. В результате мы поняли, что эта мера ничего не стимулирует, она просто неэффективна.
Задача муниципалитетов и областной власти - строить новые детсады, открывать дополнительные группы в уже существующих дошкольных учреждениях. Поэтому правительство региона приняло решение о направление средств на ремонт и реконструкцию зданий, передаваемых муниципалитетам, для размещения в них детсадов. На сегодня в регионе дополнительно открыто 6 тыс. мест в детских садах, в том числе более тысячи - в Иркутске.
- Насколько активно ведется работа по устройству детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи? Какие формы семейного устройства прижились в регионе?
- На территории области зарегистрировано более 22,7 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (данные на 1 сентября). В 2009 году по сравнению с прошлым годом число таких детей увеличилось на 504 человека. В регионе находится 93 учреждения, где они проживают.
В этом году более 15,2 тыс. детей (на 320 детей больше, чем в 2008 году) передано на воспитание в различные формы семейного устройства - опека, приемная семья, усыновление. Наиболее распространенная форма устройства детей - это опека или попечительство. В 2008 году опекунам передано 1760 детей, в этом году -1918. Приемных родителей обрели в прошлом году 420 детей, а в этом - 725.
С точки зрения интересов ребенка приоритетной формой считается усыновление. В Иркутской области с 1 января 2008 года установлена ежемесячная выплата пособия на каждого усыновленного ребенка в размере 4 тыс. рублей с учетом районного коэффициента (4,8 тыс. и 5,2 тыс. соответственно). К сожалению, в 2009 году количество усыновленных детей снизилось. На сегодня усыновлено 150 детей, что на 44 ребенка меньше, чем в предыдущем году.
Следует отметить, что жители сельских районов области крайне редко усыновляют детей, оставшихся без попечения родителей в силу ряда объективных причин. Во-первых, часто невозможно сохранить тайну усыновления, а во-вторых, встают финансовые и жилищные проблемы, связанные с потерей ребенком статуса "оставшегося без попечения родителей".
Кроме того, в результате работы органов опеки с биологическими родителями, более 600 детей в этом году возвращены в семью.
- Семен Викторович, как решается проблема предоставления жилья подросткам, которые выходят из стен детских домов во взрослую жизнь?
- Этой проблеме уделяется большое внимание. В 18 лет ребенок становится взрослым и имеет право на жилье. В Иркутской области более 9 тысяч детей-сирот имеют закрепленное за ними жилье, которое находится в ведении муниципалитетов. Когда мы стали проверять состояние этих квартир, то выяснилось, что они, как говорится, "доведены до ручки" и жить в них практически невозможно. Кроме того, некоторые квартиры уже заняты другими жильцами по решению муниципалитетов.
В настоящее время обязанности по обеспечению детей-сирот жильем по социальному найму возложили на субъекты. За последние пять лет мы приобрели около 300 квартир и раздали их детям - сиротам.
В настоящее время подготовлен областной закон об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мы будем должны либо покупать, либо строить это жилье. Я считаю, что надо строить. Возможно, сначала в виде общежитий, где продолжится социальный патронаж, и подросткам помогут адаптироваться в жизни психологи, соцработники. Это очень важный момент, поскольку, выходя из социальных учреждений, подростки ничего не умеют, они не приспособлены к жизни. А когда эта молодежь будет работать, создавать семейные пары, воспитывать и обеспечивать своих детей, то есть по-настоящему войдет во взрослую жизнь, мы могли бы молодоженам выделять комнаты. Затем, наблюдая, как эти семьи живут, строить для них небольшие квартиры. Я думаю, что с 2011 года в регионе появятся средства для обеспечения жильем детей-сирот, и мы постепенно эти проекты будем осуществлять.
- В Иркутской области более 100 учреждений соцзащиты. В начале года в Законодательном собрании области ставился вопрос об оптимизации социальной сети. Сократилось ли число соцучреждений в регионе?
- Оптимизация сети областных учреждений социального обслуживания проводится в рамках антикризисной программы правительства области. До конца этого года из 103 учреждений социального обслуживания в регионе останется только 92.
Мы очень аккуратно подходили к этому вопросу, провели анализ работы социальных учреждений, определили ключевые виды социальных услуг, подлежащих финансированию в полном объеме даже в условиях дефицита бюджета. В частности, к ним относятся социальное обслуживание на дому, предоставление временного приюта бездомным людям, социальное обслуживание пожилых и детей-сирот в стационарных условиях.
В ходе ревизии выяснилось, что где-то персонала в два раза больше, чем самих опекаемых, слишком большие расходы на коммунальные услуги. Одно из социальных учреждений в регионе использовалось как центр помощи семьям, находящимся в критической ситуации. Работающие родители приводили туда после школы своих детей, как в группу продленного дня, что не соответствует задачам этого социального учреждения.
- В Иркутской области очередь граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий, имеющих право на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета, составляет 13 тысяч семей. Как решается этот вопрос на федеральном и региональном уровнях? Сколько семей за последние годы смогли решить свой жилищный вопрос?
- Жилищные субсидии из средств федерального бюджета предоставляются выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из этих районов не ранее 1 января 1992 года.
В Иркутской области на 1 января 2009 года на учете состояло 13 тыс. 046 человек, из них - 1145 граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Отмечу, что ранее формирование очереди происходило в муниципалитетах, где отмечался беспорядок. В 2005 году мы были вынуждены забрать очередность из муниципалитетов, отработать каждое личное дело и выстроить всех "северян" в одну очередь по дате подачи заявления. Теперь у нас единая большая очередь. Сначала жильем обеспечиваются инвалиды, пенсионеры, затем работающие и неработающие. По предварительным подсчетам, чтобы обеспечить все 13 тыс. очередников жилищными сертификатами по существующим нормативам, необходимо около 18 млрд рублей.
Большая проблема складывается по обеспечению жильем граждан, которые уже выехали с Севера. До 2007 года из федерального бюджета направлялись средства, где отдельной строкой прописывались "выехавшие". Например, в 2006 году всего на регион было выделено 62 млн рублей, в том числе на выехавших -2,7 млн рублей. В 2007 году отметки "выехавшие" уже нет. Выезжающих и уже выехавших граждан объединили, и деньги уже неразделимы. Получилось, что если в муниципалитете человек стоял первым, то в общей очереди он неизвестно где оказался. Между тем, в чем они виноваты? Люди честно сдали свои квартиры. Они все бросили и приехали. Кто давал им команду выехать? По их словам, местные власти. Из более тысячи выехавших из северных территорий сертификаты из общей очереди получили пока только 25 человек. Поэтому люди начали жаловаться.
Подчеркну, что порядок в обеспечении жильем "северян" мы просматриваем. Вопрос в том, что нет необходимых финансовых средств, которые бы поддержали быстрое прохождение этой очереди.
Иркутская область несколько раз выходила с предложениями изменения 125 Федерального закона ("О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним областям"): дайте субъекту право выдать жилье людям, которые выехали с Севера. Но результата пока нет.
В ходе длительных консультаций с юристами мы решили приравнять "выехавших северян" к первой очереди - это те, кто выехал из закрытых поселков. У нас нет таких поселков, но люди покидали свои места в уверенности, что их северные бесперспективные поселки закроются.
Встречаясь с "северянами", губернатор Дмитрий Мезенцев пообещал, что Законодательное собрание области направит свою инициативу в Госдуму. Проект закона сейчас находится в экспертной группе областного парламента, затем документы будут направлены в Госдуму.
В 2009 году Иркутская область получила из федерального бюджета 509 млн рублей, что позволило обеспечить государственными жилищными сертификатами 262 семьи из числа инвалидов 1 и 2 групп, из них 25 семей из числа выехавших. Для сравнения: в 2005 году на 13 тысяч очередников предоставлен только 31 сертификат. В областном бюджете в прошлом году на приобретение в государственную собственность жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан предусматривалось 50 млн рублей. Выехавшие "северяне" получили три квартиры.