Эксклюзив 7 декабря 2023 г. 12:40

Заместитель проректора Томского политеха Александр Осадченко:

"В бизнесе важна не идея, а ее реализация"

"В бизнесе важна не идея, а ее реализация"
Фотография предоставлена пресс-службой ТПУ

Томский политехнический университет (ТПУ) активно развивает технологическое предпринимательство. В вузе действует собственная система для вовлечения и поддержки студенческих проектов. Один из таких инструментов - межуниверситетская стартап-студия, где студентам помогают вывести на рынок новые технологии. Об итогах первого года существования студии "Интерфаксу" рассказал заместитель проректора Томского политеха по науке и стратегическим проектам Александр Осадченко.

- Александр Александрович, стартап-студия вузов Томска работает уже год. 15 компаний - это, наверное, сравнительно ожидаемый результат, а вот средний возраст директоров в 21 год впечатляет. Расскажите, пожалуйста, о кадрах - это те самые амбициозные и пробивные люди, которые так нужны стране?

- Это обычные люди, готовые взять на себя риск ведения собственного бизнеса и свой продукт. Университет сегодня является пространством, где можно попробовать себя в роли предпринимателя. Политех это направление развивает достаточно давно. Я называю это игрой в предпринимательство. Когда студент в образовательной деятельности делает вид, что он предприниматель, а если что-то не получилось, то ему ничего за это не будет. Интерес у студентов на получение такого опыта значительный. Однако далеко не все ребята, которые пробовали себя в этой роли, готовы сделать следующий - реальный - шаг. В рамках программы "диплом в виде стартапа" только каждый пятый студент готов пойти и буквально завтра зарегистрировать юридическое лицо.

Стартап-студия появилась как раз для тех, кто готов сделать реальный шаг, потому что регистрация юрлица - это уже всерьез, это не про "попробовать". Студия после тщательного отбора и защиты перед советом директоров принимает решение о финансировании того или иного проекта. Это идеи и тех, кто пришел после защиты диплома в виде стартапа, но еще действующие студенты. Сегодня бизнесом могут заниматься все. Да что говорить: посмотрите на школьников, они в 10-11 классах запускают разные бизнесы, записывают на родителей. Вы наверняка что-нибудь у них покупаете, просто, возможно, не знаете об этом.

- Как предприниматели приходят в студию? Вы сами ищете проекты? Это запрос компаний? Или они сами слышали о такой возможности развития бизнеса?

- В отличие от классического рынка труда, запроса на технологических предпринимателей не существует. Поэтому либо государство стимулирует развитие технологического предпринимательства, либо ребята берут инициативу в свои руки. Кроме того, учредители студии - три университета, поэтому мы внимательно смотрим на проекты внутри вузов. Речь не только о студентах - у работников есть свои проекты, причем они обычно более капиталоемкие и в более высокой стадии готовности.

Также мы начали работу и с инженерными технологическими компаниями, видим их запрос. Сегодня заметную долю рынка занимают крупные организации с госучастием. При этом прослойка малых и средних технологических компаний практически отсутствует. Поэтому госпредприятия с большим интересом смотрят на университеты и ждут результата, технологий. Основная проблема вузовской среды в том, что технологии в них делаются долго и слабо повторяемо. В этом смысле Томский политех раньше многих сделал ставку на технологическое предпринимательство в целом, и сейчас она начинает играть. Мы делаем такие проекты, которые готовы к массовому рынку, серийные технологии и продукты. По моим ощущениям, ближайшие лет 15-20 все так и будет развиваться.

- Какие проекты можете выделить из 15 как прикладные? На какой они стадии?

- Сложно выделить один, они все перспективные. В любом бизнесе, независимо от того, какой он, важна не идея, а ее реализация. Кто быстрее сделает конечный продукт и выведет его на рынок, тот и победил.

Среди проектов много биологических, есть проекты в сфере медицины, несколько IT-проектов. Но софтверные мы старались брать по минимуму, потому что это "низко висящие плоды". Они и так легко найдут свои инвестиции, идти в стартап-студию для этого не обязательно. Если смотреть на deep-tech проекты, которым требуются долгие инвестиции, то их инвестиционный цикл составляет от 5 до 10 лет. Из них я бы выделил проект Отто Гейса. Он направлен на анализ нефти. Если упрощать, то после выкачивания нефти из недр ее необходимо направить в трубопровод. Но она должна соответствовать определенным критериям, поэтому некоторое количество нефти помещают в колбу и везут на анализ. Транспортировка колбы с месторождения - процесс небыстрый. А Отто придумал, как делать аналитику по этой нефти прямо в трубе, не останавливая технологические процессы. Он разработал компактное оборудование, уже есть опытный образец, есть договоренность о его испытаниях на одном из месторождений. Для решения этой продуктовой клиентской задачи ему потребовалось решить множество технологических задач: автоматизация процесса, техническое зрение, распознавание частиц протекаемой нефти и так далее. Также необходимо было провести стандартизацию микроскопа. Теперь нужно обеспечить повторяемость изготовления оборудования, выходить в серию.

Еще одна перспективная тема, я бы даже назвал ее технологическим флагманом, это беспилотные авиационные системы. Это уже обыденность - беспилотники применяют в самых разных сферах жизни. В следующем году в стартап-студии появится еще один технологический фокус, посвященный беспилотникам. Причем нас интересуют аппараты с уникальными характеристиками. Например, один из наших проектов - беспилотники, способные работать при температуре до -50. Такие аппараты будут востребованы там, где есть проблемы с логистикой.

- Такие беспилотники и в Якутии смогут работать? Там работники часто находятся на отдалении от основных городов при -50 всю зиму.

- В Якутии беда еще и в том, что на обширных территориях нет никакой связи. А значит нельзя дозаправить беспилотник, отследить его. И если он упал, то потерялся. Сейчас считается, что беспилотник, который может летать на 100 км без связи, это уже готовый для рынка продукт.

- Глядя на пример Отто Гейса, можно сказать, что стартап-студия - это как раз возможность найти партнера и запустить свой проект? Ведь до появления студии он некоторое время над ним работал, но без яркого успеха?

- Этому проекту около 2,5 лет. Он был одним из тех, которые предполагалось защищать по программе "диплом в виде стартапа". Но на старте в нем не было вообще никакого бизнеса. Мы с Отто пообщались, обсудили разные моменты. В итоге защитился он очень хорошо, затем получил деньги на реализацию проекта по разным программам поддержки бизнеса. Я с приятным удивлением смотрю на то, как он растет как предприниматель. Важно не только задумываться о трансфере университетских технологий, но еще и о человеческих историях наших студентов.

И есть еще один важный момент. Когда ведешь свой проект, получаешь гранты и внимание, то тебе кажется, что вот это есть твоя миссия - получать гранты, давать интервью. А когда у тебя есть команда, которая спрашивает, где их зарплата, то грамотой и цитатами их не удовлетворишь. Поэтому ты начинаешь работать. И вот, например, Отто сейчас на этой стадии: он растет как предприниматель. И в этом в том числе задача студии: вместе со стартаперами постоянно держать фокус на бизнесе, выручке, прибыли, а не только на славе и признании.

Хотя бывает, что есть проект без лидера. В такие проекты заходят внешние люди. Например, Павел Бантьев со спортивными тренажерами. Это проект одной из научных команд ТПУ, где в обычных спортивных тренажерах вместо нагрузки стоят электрические двигатели. Тренажеры безопасные, бесшумные, компактные. Павел для этого проекта - внешний технологический предприниматель, наемный. Он обладает необходимыми компетенциями, помогает развивать этот проект. Сейчас команда работает над снижением себестоимости тренажера, в декабре планируются испытания новой блочной системы. Если все пройдет по плану, то в 2024 году команда изготовит и продаст 3-4 системы в разные фитнес-центры региона для получения обратной связи, корректировки проекта и запуска производства.

- Какой срок для развития вы даете компаниям? Когда они должны выпорхнуть из гнезда?

- Как показывает практика и мировая, и российская, в среднем около пяти лет уходит на капитализацию компании. Если это IT, то процесс может закончиться за 3-4 года, а в deep-tech проектах это 10-12 лет. Поэтому время у нас еще есть.

- Какие подводные камни обнаружились за год работы студии?

- О, их масса. Первый из них - это регистрация юридических лиц. Инвестировать средства студия может только в юрлицо. Чтобы его зарегистрировать, в налоговую необходимо предоставить место регистрации. И на это место должны быть права - собственности или аренды. Чаще всего в таком случае регистрируют бизнес по месту прописки. Но это ведь студенты, у них нет недвижимости. Университет, конечно, может предоставить договоры аренды для студентов, но только с согласования Набсовета и Минобрнауки, то есть не слишком оперативно. Да и формат студии изначально не предполагал помощь в предоставлении площадей. Поэтому был открыт межуниверситетский стартап-коворкинг в Особой экономической зоне. За небольшую сумму проекту предоставляется возможность регистрации хотя бы временного пребывания юрлица.

Еще одна частая проблема - у студентов не хватает амбиций. Когда они начинают учиться в университете, то попадают в режим прохождения квеста: у студента есть задача, он ее сделал, ему галочку в зачетку поставили, идем дальше. И такая пассивность, ведомость в целом присуща университетам. Конечно, среди студентов есть лидеры. Но все равно им сложно находиться в разрыве между пассивностью общей среды и необходимостью активности вовне. Студентов лихорадит. Они привыкли к тому, что преподаватель дает им шанс, возможность пересдать. А здесь все серьезно. До обеда они идут на пересдачу, а после обеда они приходят в студию, где их спрашивают про миллион рублей. И здесь уже не скажешь, что не успел, опоздал, не дозвонился. Заниматься этим видом воспитания - одна из задач стартап-студии.

- На старте заявлялось, что чек для компаний будет от 1 до 10 млн рублей. Но на 15 компаний потрачено только 17 млн рублей. Крупных проектов пока нет или просто финансирование может быть пролонгированным?

- Чек может быть до 25 млн рублей. А то, что такие деньги пока не выделены, это общая практика. И логика здесь простая. Первые небольшие деньги даются на небольшой срок. Это деньги на проверку гипотезы. Мы, конечно, всем ребятам верим, экспертизу их проекты прошли, потенциальная коммерциализация есть. Но мы договариваемся, что за эти деньги они опрашивают всех потенциальных покупателей, еще лучше, если заключают с ними договоры или передают разработку в опытную эксплуатацию. Давать на это большие деньги нет смысла. Если идея подтвердится, то тогда будут большие инвестиции на организацию производства. Сейчас просто нет потребностей для таких средств.

- Количество дипломов, защищаемых в виде стартапов, в ТПУ от года к году растет. Другие вузы тоже начинают применять эту практику. Как вы считаете, какая доля такой защиты возможна в будущем? И какова она в ТПУ сейчас?

- Для нас этот показатель не принципиален. Бесконечно разгонять его до небывалых высот и стремиться до 100% мы точно не собираемся. Это опция, которая выбирается добровольно студентом. Нам куда важнее качество этих стартапов. Да, количество из года в год росло. На старте, в 2016 году, было пара десятков стартапов, на пике - около сотни. В прошлом году защищалось чуть больше 60 дипломов-стартапов. Для нас сильно важнее то, какое количество компаний создается после этого проекта. Мы из года в год получали 10-20 юридических лиц по итогам программы. Здесь важно не перегнуть и помнить, что это живые люди, человеческие судьбы. Предпринимательство должно быть осознанным шагом.

Теги
Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще