Кемерово. 24 января. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Арбитражный суд Кемеровской области полностью удовлетворил иск Kusbas Holding Limited (Гонконг, владеет 98,64% акций АО "Угольная компания "Северный Кузбасс") к экс-гендиректору "Северного Кузбасса" Василию Куренному и бывшему главе совета директоров угольной компании Константину Алексееву на 400,5 млн рублей, следует из картотеки арбитражных судов РФ.
Речь идет об убытках, понесенных "Северным Кузбассом" в связи с перечислением предназначенных гонконгской компании дивидендов за 2017 год на счет Алексеева, хотя он не являлся акционером угольной компании, и Kusbas Holding не давала распоряжений о перечислении дивидендов лично ему.
Как сообщалось, всего Kusbas Holding недополучила 716,9 млн рублей дивидендов. Решения о выплате этой суммы были приняты в ходе собраний акционеров в 2018 году, накануне разразившегося в угольной компании в августе 2018 года корпоративного конфликта.
Вместе с тем 400,5 млн рублей - это те денежные средства, которые успел вывести Алексеев до смены в августе 2018 года генерального директора и прекращения в сентябре 2018 года собственных полномочий как председателя совета директоров.
Сообщалось также, что осенью 2019 года Kusbas Holding взыскал с "Северного Кузбасса" 716,9 млн рублей дивидендов. Согласно материалам картотеки арбитражных судов РФ, суд апелляционной инстанции затем оставил данное решение без изменения.
Как сообщается в пресс-релизе коллегии адвокатов "Регионсервис" (представляла Kusbas Holding Limited в суде), распространенном в пятницу, 24 января, более 400 млн рублей были перечислены Куренным на личный счет Алексеева, "которого Куренной воспринимал как собственника и контролирующее предприятие лицо".
Как передал присутствовавший на одном из заседаний по данному делу корреспондент "Интерфакса", представитель Куренного, обосновывая правомерность действий экс-гендиректора, ссылался, в том числе, на документы, представленные Алексеевым в угольную компанию: решение Kusbas Holding и письма директора гонконгской компании Ирэн Стюарт о необходимости перечисления дивидендов на личный счет Алексеева.
Согласно материалам картотеки арбитражных судов РФ, эти же документы Алексеев представлял вместе с апелляционной жалобой на решение о взыскании с "Северного Кузбасса" 716,9 млн рублей. Вместе с тем апелляционный суд "отнесся критически" к указанным документам, поскольку на них отсутствовали необходимые реквизиты перевода апостиля. Кроме того в опровержение документов Алексеева Kusbas Holding представил заверенное апостилем фото печати, которая не соответствует печати, стоящей на поручениях о перечислении дивидендов, представленных экс-главой совета директоров. Также в дело были представлены ответы на запросы к гонконгской компании о том, что она "никогда не поручала перечисление дивидендов на счет Алексеева".
Согласно пресс-релизу, Куренной, обосновывая добросовестность и разумность своих действий в рамках иска на 400,5 млн рублей, ссылался также на то, что все документы, на основании которых производились выплаты Алексееву, были проверены бухгалтерами, юристами, финансистами, и у него "не было оснований сомневаться в законности указаний председателя совета директоров Константина Алексеева".
Вместе с тем "Регионсервис" подчеркивает, что "директор несет всю полноту ответственности за систему управления и внутреннего контроля независимо от масштабов деятельности общества". "Выплата дивидендов и их перечисление в столь значительной сумме являлись для общества экстраординарной, выходящей за рамки обычной хозяйственной деятельности операцией, требующей повышенного внимания и контроля со стороны генерального директора. Исполнение директором указаний органов управления общества или иных третьих лиц не является основанием для освобождения Куренного от ответственности, если данные действия повлекли убытки для общества. У Куренного отсутствовали законные основания для перечисления дивидендов на личный счет Алексеева, а Алексеев, будучи председателем совета директоров, также действовал не в интересах общества", - говорится в пресс-релизе.
Сопредседатель коллегии адвокатов "Регионсервис" Сергей Учитель отмечает, что взыскание убытков с органов управления и контролирующих общество лиц в рамках корпоративных исков по-прежнему вызывает большую сложность на практике. "В отличии от аналогичных исков, заявленных в рамках дел о банкротстве, истцам достаточно сложно доказывать весь необходимый для привлечения к ответственности лиц состав: факт причинения вреда, противоправность поведения виновного лица, причинно-следственную связь между первым и вторым элементом, размер понесенных убытков, недобросовестность и неразумность действий виновных лиц", - пояснил Учитель.
С августа 2018 года по начало 2019 года "Северный Кузбасс" находился в состоянии корпоративного конфликта, в ходе которого контрольный пакет акций "Северного Кузбасса", принадлежащий Kusbas Holding, был списан с ее лицевого счета и записан на лицевой счет Александра Миськова. Как сообщалось, Арбитражный суд Кемеровской области в январе 2019 года признал недействительной эту сделку и постановил истребовать пакет акций "из незаконного владения" Миськова, который пытался обжаловать решение, но суд апелляционной инстанции отказал ему.
В марте 2019 года собственником угольной компании "Северный Кузбасс" стала группа "Талтэк", которая приобрела 100% акций гонконгской Kuzbas Holding.
"Северный Кузбасс" добывает уголь марки "К" (коксующийся). В состав компании входят шахты "Березовская", "Первомайская", углеобогатительная фабрика "Северная" (составная часть шахты "Березовская"), а также вспомогательные предприятия.
В 2019 году компания планировала снизить угледобычу на 7% (до 1,4 млн тонн) на фоне простоя с начала декабря 2018 года по апрель 2019 года шахты "Первомайская" из-за возгорания. Результаты работы за прошедший год пока не раскрывались.