Interfax-Russia.ru - Алтайские ученые разработали импортозамещающие реагенты для нефтегазовой отрасли и АПК.
Ученые Алтайского госуниверситета (АлтГУ, Барнаул) разработали технологию производства реагента для бурения нефтяных и газовых скважин, который заменит зарубежные аналоги.
"Специалисты получили образец реагента под названием "карбоксиметилдревесина" (КМД). Она может стать заменой карбоксиметилцеллюлозы (КМЦ), которую сегодня широко используют для регулирования свойств буровых растворов", - сообщила пресс-служба вуза.
По данным пресс-центра АлтГУ, общемировой объем производства КМЦ сегодня составляет 180-300 тыс. тонн в год.
Предполагается, что себестоимость карбоксиметилдревесины будет в 2-3 раза ниже себестоимости карбоксиметилцеллюлозы.
"Это обусловлено также тем, что для производства карбоксиметилдревесины может быть использована древесина малоценных пород, отходы лесопереработки, костра льна и других однолетних растений, то, что не находит в настоящее время квалифицированного применения", - считает руководитель проекта, завкафедрой органической химии университета Наталья Базарнова.
Помимо этого, карбоксиметилированные продукты из растительного сырья можно будет использовать как стимуляторы роста растений.
"В университете проводились опыты на разных видах растений - овощах, злаковых, хвойных породах, и везде применение препарата давало хорошие результаты. Таким образом, карбоксиметилированные продукты из растительного сырья можно также использовать в АПК (агропромышленный комплекс – ИФ)", - отмечает пресс-служба АлтГУ.
Производство можно будет организовать на базе существующих производств КМЦ.
Вместе с тем, ученые АлтГУ совместно с коллегами из Новосибирска и Уфы начали создание рекомбинантных ферментов для нужд пищевой промышленности, химической и фармацевтической отраслей.
"Россия около 90% ферментов закупает за рубежом - в странах Евросоюза и Азии. Получение отечественных ферментов - одна из приоритетных задач", - сообщила пресс-служба вуза.
Специалисты намерены сформировать производство молокосвертывающих ферментов, от которых зависит развитие отечественного сыроделия.
"Сейчас команда проекта ведет переговоры с одной из крупнейших продуктовых компаний страны - "ЭФКО". Она выступает заказчиком на получение продуцентов рекомбинантного химозина верблюда и рекомбинантного химозина марала", - пояснили в университете.
Кстати, алтайские ученые первыми в мире получили и описали фермент "химозин марала".
Также специалисты вуза работают над созданием целого ряда ферментов, которые можно использовать в АПК.
"Фосфор - важный элемент питания животных - накапливается в растениях в виде фитатов, которые просто так не усваиваются. Чтобы фосфор из растительного материала начал усваиваться, необходимо приложить определенные усилия. Поэтому в комбикорма либо добавляют соли фосфорной кислоты, либо их специальным образом обрабатывают. И как раз-таки в этой технологии используется фитаза - это фермент, который разрушает фитаты и переводит фосфор в доступную форму. На рынке России нет производителей этого фермента, мы же готовы это делать", - рассказал руководитель проекта, ведущий научный сотрудник Российско-Американского противоракового центра (РАПРЦ) Дмитрий Щербаков.
Кроме того, ученые сейчас работают над получением рекомбинантных целлюлазы и ксилоназы, используемых в производстве комбикормов и хлебопечении.
Тем временем, ученые Иркутского национального исследовательского технического университета (ИРНИТУ, Иркутск) разработали импортозамещающий инструмент для авиастроителей по заказу Иркутского авиазавода - филиала ПАО "Корпорация "Иркут" (Ростех).
"Ученые создали из композиционного материала партию сменного инструмента (губок), являющихся расходным материалом для формообразующих машин, с помощью которых алюминиевым авиадеталям придают пространственную форму", - сообщила пресс-служба вуза.
В настоящее время, по данным ИРНИТУ, большинство авиазаводов в России используют формообразующее оборудование фирмы ECKOLD (крафтформеры), которое не имеет российских аналогов.
"В ситуации, когда зарубежные поставки прекращены, Иркутский авиазавод начал испытывать дефицит в расходном материале и предложил политеховцам создать аналог. Задача была успешно решена совместными усилиями химиков и машиностроителей", - отметил заместитель руководителя проекта Юрий Иванов.
По его словам, сотрудники ИРНИТУ уже провели серию экспериментов с составами полимерного связующего и армирующего наполнителя и разработали оригинальную рецептуру композиционного материала для производства губок. Также создана технология механической обработки губок, чтобы придать им необходимую форму. Испытания на Иркутском авиазаводе показали, что новый инструмент по техническим характеристикам оптимально близок к зарубежным аналогам.
"Разработкой ИРНИТУ уже заинтересовались другие российские авиастроители. Так, партию губок готов заказать Улан-Удэнский авиазавод (входит в холдинг "Вертолеты России")", - отметили в вузе.
По данным ИРНИТУ, ориентировочная потребность одного российского авиазавода - 100 комплектов сменного инструмента в год. Ожидается, что импортозамещающий аналог будут производить непосредственно на базе университета.
Работы велись в рамках федеральной программы "Приоритет 2030", в которую ИРНИТУ был включен осенью 2021 года.
При этом ученые химического факультета Томского госуниверситета (ТГУ, Томск) разработали первый в РФ конвертер озона, который будут устанавливать в отечественный самолет МС-21.
"Согласно международным правилам, в салонах всех самолетов устанавливаются конвертеры озона: в малых самолетах - по два, в больших - от четырех до шести. Такие конвертеры в мире изготавливают только в США и Германии. Чтобы минимизировать зависимость от импорта, руководство страны поставило задачу создания собственных разработок в этой области. Ученые ТГУ с ней успешно справились", - сообщил и.о. декана химического факультета ТГУ Алексей Князев.
Производство конвертеров уже начали на площадке Инжинирингового химико-технологического центра (ИХТЦ) - инновационной компании, созданной при участии ТГУ.
Изначально планировалось изготовить конвертеры для 10-20 самолетов, но затем, с учетом сложившейся ситуации, их число может достигнуть 100. Вместе с тем химики ТГУ готовы обеспечить корпорацию "Иркут" (разработчик МС-21) необходимым количеством изделий.
МС-21 - среднемагистральный пассажирский самолет, создаваемый предприятиями "Ростеха". Начало его серийных поставок неоднократно переносилось. В ОАК объяснили перенос сроков американскими санкциями в отношении компании "Аэрокомпозит" (входит в ОАК), из-за которых в 2019 году поставки композитов для крыла МС-21 попали под запрет. Также повлияли на сроки "новые правила на получение экспортных лицензий для зарубежных партнеров программы", заявляли в корпорации.