Сибирь / Точка зрения 9 сентября 2015 г. 14:59

Белеет отрасль нефрита

Interfax-Russia.ru – Крупный бизнес налаживает цивилизованную добычу нефрита в Бурятии. Кроме того, в регионе планируют активно развивать переработку этого минерала.

Вопрос декриминализации нефритовой отрасли в Бурятии стоит остро уже несколько лет. Охотников за культовым в Китае и на рынках Восточной Азии камнем ранее не останавливали даже регулярные задержания контрабандистов, черных копателей или "несунов". Нелегальная добыча в республике была налажена в промышленных масштабах и порой превышала объемы легальной добычи.

Такой ажиотаж порожден большим спросом на этот полудрагоценный камень в азиатских странах. Основная часть добытых минералов там сбывается, начиная от $5 до $100 за 1 кг. Но за отдельные наиболее крупные экземпляры или камни белого цвета могут платить десятки тысяч долларов. В России ежегодно добывают около 400 тонн нефрита-сырца, а большинство месторождений находятся именно в Бурятии.

Поэтому ради того, чтобы завладеть минералом, некоторые местные жители до сих пор готовы идти на преступление.

Одно из самых резонансных и дерзких произошло в Бурятии в начале августа. Тогда, по данным МВД региона, два десятка вооруженных людей напали на базу хранения нефрита в Окинском районе. Впрочем, ее охраняли девять сотрудников частного охранного агентства, вооруженные гладкоствольными ружьями. Они были вынуждены открыть ответный огонь и смертельно ранили одного из нападавших. Остальным удалось скрыться, впрочем, вскоре правоохранители задержали большинство "налетчиков".

А в марте полицейские обнаружили в Муйском районе очередной нелегальный карьер по добыче нефрита. На месте преступления правоохранители задержали восемь человек, изъяли оборудование для добычи минерала и сам нефрит общим весом в 1,5 тонны. И это далеко не единичный случай – в ноябре 2014 года бурятская полиция задержала около 40 человек на Улан-Ходинском месторождении в Окинском районе и изъяла 5 тонн минерала на сумму в 25 млн рублей.

Прокурорские проверки показывают, что подобные преступления возможны из-за слабого контроля нефритовой отрасли со стороны государства.

"Анализ состояния законности в данной сфере, результаты прокурорских проверок свидетельствуют, что на негативную ситуацию влияет не только значительная ценовая разница, получаемая при реализации нефрита за рубежом, но и слабый контроль со стороны уполномоченных органов государства", - говорилось в сообщении управления Генпрокуратуры РФ в СФО.

Вместе с тем, потребность в самом камне никто не отменял – так на северо-востоке Китая в Харбине весной открыли центр обработки драгоценных камней и нефрита, ориентированный на поставки сырья из России. Поэтому помимо усиленной работы правоохранителей и контролирующих органов все большее значение приобретает выстраивание цивилизованной добычи и оборота нефрита в регионе самими предпринимателями.

Примеры такого подхода уже есть. Так, ООО "Забайкальское горнорудное предприятие" (ЗГРП) – "дочка" ГК "Ростех" - получило право на разработку Кавоктинского месторождения в Бурятии сроком на 25 лет. Данное месторождение является крупнейшим по запасам белого нефрита.

По данным, предоставленным ЗГРП, инвесторы вложили в проект разработки месторождения в 2013-2015 годах 1,5 млрд рублей. На эти средства был, в частности, возведен рабочий поселок для сотрудников на самом месторождении и центр переработки нефрита в Улан-Удэ.

Нелегальных добытчиков на месторождении встречает заслон из полицейских, частных охранников и сотрудников собственной службы безопасности. Для охраны территории используют также видеонаблюдение и беспилотники. Подобные меры существенно снизили число желающих украсть что-либо с месторождения.

"В марте прошлого года мы задерживали до 40 человек в день. В этом году в неделю, может, один появится. Мы его выявляем и ловим, а дальше уже дело полиции", - заявил первый заместитель генерального директора ЗГРП Леонид Матюнов.

Кроме усиленной охраны, на месторождении налажен быт и современные условия труда.

"Двенадцать лет я отработал на добыче золота и восемь – на добыче нефрита, причем шесть из них – в СРЭО "Дылача" и вот уже почти два года - в ООО "Забайкальское горнорудное предприятие", поэтому мне есть с чем сравнивать. У прежнего недропользователя были старые экскаваторы, бревенчатые домики. Сильно досаждали "черные копатели". А сейчас хорошие условия, быт и питание намного лучше, и зарплата вдвое выше. И никакого криминала", - сообщил "Интерфаксу" машинист-бульдозерист Евгений Дряев.

По его словам, при прежнем недропользователе от "черных копателей" легальных добытчиков защищал всего лишь небольшой заборчик, который без труда можно было преодолеть, а в то время, когда добыча не велась, на территорию "черные копатели" заезжали даже на экскаваторе.

После добычи минерал доставляют в Улан-Удэ. Для этого сейчас используют усиленную охрану, машины и иногда вертолеты.

"Здесь его (нефрита - ИФ) была целая гора, тонн 300. Пока загружали на машины, автоматчики охраняли, потому что местные кружили, как коты вокруг сметаны. Раньше многие из них промышляли нефритом, а теперь к месторождению бесполезно соваться – там тоже все под охраной", - рассказал "Интерфаксу" один из пилотов вертолета во время дозаправки в ближайшем к месторождению поселке.

Упорядочение добычи нефрита сказалось и на жизни жителей прилегающего района. "Когда сюда зашло "Забайкальское горнорудное предприятие", жизнь заметно оживилась, и порядка больше стало. Предприятие откликается на наши просьбы, помогает не только своим работникам, но и жителям района, в том числе поддерживая оленеводов. А что еще нужно местной власти?", - говорит заместитель главы Баунтовского района по социальному развитию Ольга Бакуменко.

Так, по данным чиновников, предприятие в 2014-2015 годах оказало финансовую помощь Баунтовскому и Иволгинскому районам Бурятии на сумму соответственно 16,7 и 1,2 млн руб.

Кроме того, инвесторы Кавоктинского месторождения намерены активно развивать переработку нефрита в регионе. Для этих целей в мае открыли фабрику (ООО "ТД "Ориентал Вэй"), на которой рассчитывают обрабатывать до 200 тонн нефрита ежегодно. На эти цели было потрачено 228 млн рублей.

"Мы набирали людей, не имеющих опыта работы с камнем, потому что наша задача - создать новую российскую школу камнерезов. Для обучения мы пригласили китайских специалистов. Сейчас на производстве занято 20 рабочих, в планах - расширить его до 80 человек. Когда первая группа закончит обучение, наберем еще новичков", - сообщил исполнительный директор центра обработки нефрита Анвар Назыров.

Пока центр ориентирован на китайский рынок, однако его руководители не исключают и обращения к российским потребителям после выхода на заявленные промышленные мощности.

Обозреватель Алексей Дружников

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook