Interfax-Russia.ru – Школьники Иркутской области участвуют в эксперименте по сдаче ЕГЭ в Независимом центре оценки качества образования.
Школьники Ангарска (Иркутская область) стали участниками эксперимента по отработке новой модели сдачи ЕГЭ. Им предлагается сдать его в Независимом центре оценки качества образования. Если эксперимент окажется успешным, такие аттестационные центры в будущем, возможно, откроются по всей России и будут отвечать за проведение госэкзамена вместо Минобрнауки РФ и Рособрнадзора.
Вопрос о возможности передачи права проведения Единого государственного экзамена организациям, независимым от государственных ведомств, впервые был поднят летом 2011 года на заседании комиссии при президенте РФ по совершенствованию ЕГЭ.
Как сообщил тогда "Коммерсант", члены президентской комиссии посчитали лишение Минобрнауки и Рособрнадзора контроля над системой сдачи ЕГЭ единственным выходом, чтобы сделать экзамен более честным и прозрачным.
"Экзамены необходимо отделить от образовательной системы, чтобы не было соблазна получше оценить самих себя. Особенно это касается региональных департаментов министерства",- процитировало издание выступление члена комиссии Общественной палаты РФ по образованию Любови Духаниной.
И уже в октябре прошлого года Рособрнадзор принял решение провести эксперимент по созданию Независимых центров оценки качества образования в нескольких регионах России.
"В этом году начинается эксперимент по формированию независимых центров в Ангарске (Иркутская область), Димитровграде (Ульяновская область) и Заречном (Пензенская область)", - заявила на конференции Рособрнадзора руководитель ведомства Любовь Глебова.
Позже она пояснила журналистам, что этот проект рассчитан на два года. За это время будет создана модель, по которой будут работать аттестационные центры.
"Это может быть более долгий по исполнению и приведению в штатный режим эксперимент, чем ЕГЭ. Это перестройка отношений к аттестационной процедуре", - отметила Любовь Глебова.
В любом случае, по-видимому, этот эксперимент – шаг вынужденный и необходимый. Этим летом, напомним, разгорелось несколько скандалов, связанных с махинациями при сдаче единого госэкзамена.
Например, в Центре образования N264 на северо-востоке Москвы после ЕГЭ по математике задержали несколько студентов МФТИ. Как оказалось, они сдавали ЕГЭ вместо выпускников экстерната школы N958. В итоге студентов отчислили (правда, с правом восстановления) а школьникам дали возможность пересдать экзамен в резервные дни.
Другой инцидент был связан с попаданием экзаменационных заданий в интернет. Выяснилось, что в одной из самых популярных социальных сетей "орудуют" специальные группы, которые публикуют задания и, помимо того, берут деньги за их решение. По данным Рособрнадзора, всего было выявлено 120 случаев публикаций и 165 тыс. посещений данных порталов. Эти происшествия продемонстрировали: организаторы в пунктах сдачи ЕГЭ зачастую не замечают или не хотят замечать нарушения, которые допускают нерадивые школьники.
Тем временем, в Иркутской области новый принцип сдачи госэкзамена уже начали "обкатывать". 12, 14 и 15 марта ангарские школьники сдавали пробный "независимый ЕГЭ".
"Ангарск стал пилотной площадкой во всероссийском эксперименте,- рассказала начальник Управления образования Ангарского муниципального образования Лариса Лысак, слова которой приводит пресс-служба администрации муниципалитета. - Службой по контролю и надзору в сфере образования было разработано несколько моделей по апробации ЕГЭ. В том числе, мобильный пункт приема, независимый центр проведения ЕГЭ в регионе с представительствами в муниципалитетах".
"Ангарск взялся за самую сложную, но наиболее эффективную модель – создание Независимого центра оценки качества образования. Это подтвердит престиж города, престиж ангарского образования",- заявил, в свою очередь, первый заместитель главы администрации Андрей Истомин.
Как отмечается в пресс-релизе администрации муниципального образования, для участия в эксперименте отобрали 180 школьников. В каждый назначенный день экзамены сдавали по 60 человек – обязательные по математике, русскому языку и на выбор по истории, обществознанию или биологии.
"Старшеклассники - участники эксперимента назначены методом свободной выборки по базе ЕГЭ. Уровень успеваемости не учитывался. Общеобразовательные учреждения дополнительно учитывали желание ребят пройти испытание. Все сданные работы будут подвергнуты машинной обработке. Результаты будут известны примерно через 10 дней", - говорится в сообщении пресс-службы.
В роли независимых экспертов к организации пробных экзаменов в Ангарске привлекли людей самых разных профессий.
"Это работники дошкольных учреждений, промышленных предприятий, предприниматели, депутаты, а также представители общественной организации "Родительская инициатива". Предварительно они прошли специальное обучение. На семинарах им подробно разъяснили требования, которые предъявляются к процессу сдачи ЕГЭ, правила заполнения документов", - пояснили Interfax-Russia.ru в пресс-службе администрации Ангарского муниципального образования.
Кроме того, экспериментальный ЕГЭ проходил с использованием всевозможных технических средств, которые тоже в некотором роде являются гарантией его объективности.
"В аудиториях, где школьники сдавали экзамены, в коридорах, в месте регистрации участников ЕГЭ было установлено видеооборудование. На входе все участники и организаторы ЕГЭ сдавали мобильные телефоны. Также в помещении работали "заглушки", блокирующие передачу информации", - рассказал представитель пресс-службы.
Если ангарский опыт окажется удачным, то не исключено, что вскоре он будет растиражирован по всей России. Пока же эксперты по-разному оценивают перспективу передачи полномочий по приему ЕГЭ независимым центрам.
"От кого мы хотим сделать ЕГЭ независимым? С одной стороны, чиновники будут только рады, что не они станут за него отвечать. С другой стороны, если проведение экзамена будет не в руках чиновников, есть большая вероятность того, что бревно в глазу останется незамеченным", - заявил ранее "Интерфаксу" председатель комитета Госдумы по образованию, член фракции "Единая Россия" Григорий Балыхин.
По его мнению, "к созданию таких агентств нужно подходить, тщательно все продумав и взвесив".
"Звучали ссылки на международный опыт проведения экзаменов аналогичных ЕГЭ, в частности, в Турции. Но в то же время, насколько мне известно, за рубежом звучат мнения, что создание аттестационных агентств не панацея", - отметил он.
В свою очередь, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко идею независимой оценки школьных знаний не поддерживает.
"То, что осуществляет Рособрнадзор - я не очень понимаю, как можно передать (эти полномочия), он интегрирует всю работу. Создание единого независимого центра проверки знаний по стране - это очень непросто, но в конкретных местах - возможно", - заявил он, добавив, что "это государственная система, она не может быть отделена от государства".
Что касается мнения простых россиян, то они, по данным опроса ВЦИОМ, проведенного 27-28 августа 2011 года среди 1600 человек, также неоднозначно относятся к возможному нововведению: 39% респондентов негативно оценивают идею создания независимых центров оценки образования и 32% - положительно.
Обозреватель Вера Широкова