Interfax-Russia.ru – Необходимостью предотвращения террористических актов сейчас озабочены не только силовики, но и ученые.
Уходящая неделя была тяжелой и скорбной, однако, несмотря ни на что, 1 апреля в Сибири не обошлось без обычных для этого дня инцидентов. В Барнауле в достаточно крупном торговом центре обнаружили муляж взрывного устройства. В ОВД Михайловского района Алтайского края лже-минер сообщил о минировании междугороднего автобуса. В Забайкалье задержали молодого мужчину, угрожавшего взорвать церковь Спаса Нерукотворного в Краснокаменске. В Новосибирске два часа искали "бомбу" на двух вокзалах: Новосибирск-главный и пригородный.
Специалисты понимают, что все это – объяснимые издержки как недавних терактов, так и весеннего обострения психических заболеваний, но именно события этой недели вновь актуализировали тему превентивных мер. Компания "РусГидро" усилила меры безопасности на всех ГЭС страны, в том числе на Саяно-Шушенской (республика Хакасия). Практически в каждом сибирском регионе сотрудники ГУВД заняты тем, что напоминают жителям о правилах поведения при возникновении угрозы совершения террористического акта.
О необходимости повышения бдительности органов власти и спецслужб высказался практически каждый губернатор, были проведены антитеррористические комиссии.
Мэр Новосибирска Владимир Городецкий заявил о том, что будут предприняты дополнительные меры безопасности на объектах жизнеобеспечения, на транспорте, учреждениях социальной сферы. Все станции новосибирского метро будут оборудованы системами видеонаблюдения. "Необходимо проверить чердачные и подвальные помещения, предотвратив свободный доступ к ним. Речь идет и о пожарной безопасности, и о возможности быстрого и беспрепятственного подхода спецтехники к домам в случае чрезвычайной ситуации", - отметил Городецкий.
Томский губернатор Виктор Кресс предложил силовикам оснастить камерами наблюдения автобусы, троллейбусы и электрички.
В свою очередь красноярский губернатор Лев Кузнецов намерен "закрутить гайки" везде, где это возможно. "Мы давно знаем, что у нас здесь (на общественном транспорте – ИФ) далеко не все нормально: пассажиры-безбилетники, перевозка сомнительных грузов, несоблюдение маршрута. Вся эта безалаберность и вседозволенность в любой момент может привести к трагедии. Необходимо здесь навести порядок", - сказал губернатор. Об усилении антитеррористических мер заявили также губернатор Алтайского края Александр Карлин и губернатор Кемеровской области Аман Тулеев.
Также регионы России сейчас с повышенным интересом наблюдают за тем, какие антитеррористические действия предпримет Москва. А в Москве начальник столичного метрополитена Дмитрий Гаев ратует за увеличение милицейских патрулей с обученными собаками. При этом он считает нецелесообразным устанавливать металлодетекторы при входе на станции метро, а также детекторы на наличие взрывчатки. "Если металлоискатель отреагировал, что должно дальше происходить? Металлическая рука с потолка должна спуститься и выхватить негодяя? Таких технологий нет", - сказал Гаев в эфире радиостанции "Эхо Москвы". По его словам, невозможно в плотном потоке проверить всех пассажиров.
По мнению Гаева, в метро нецелесообразны и детекторы на наличие взрывчатки. "Такой детектор требует нахождения в его зоне человека в течение восьми секунд. В 1994 году, после первой атаки Бен Ладена на Всемирный торговый центр, на нескольких станциях Манхэттена установили такие датчики. Через два дня их демонтировали, так как жизнь Манхэттена остановилась", - сказал начальник московского метро.
Однако ученые Сибирского отделения РАН говорят о том, что эффективное средство для обнаружения взрывчатых веществ в местах массового скопления людей уже разработано, осталось лишь поставить его производство на поток. Об этом нам рассказал заместитель директора по научной работе Института нефтегазовой геологии и геофизики (ИНГиГ) им. А.А. Трофимука Сибирского отделения (СО) РАН, доктор технических наук Владимир Грузнов.
"Наш институт занимается этой проблематикой с 1975 года, - сказал Грузнов Interfax-Russia.ru, - часть работ до сих пор идет, мы отслеживаем все разработки иностранных ученых, работающих в этом направлении. Сегодня можно говорить о том, что такое средство – газоанализатор – существует".
По мнению собеседника Interfax-Russia.ru, массового применения газоанализаторы пока не получают из-за своей высокой себестоимости и больших габаритов. "Мы намерены уменьшить прибор до размеров утюга или телефонной трубки, - говорит Грузнов, - движение в этом направлении есть, но, по моей оценке, оно недостаточно. Что касается цены газоанализатора – стоимость одного прибора от 20 тыс. долларов и выше. Она объясняется небольшими объемами производства: если бы объем был больше, то и себестоимость бы снизилась".
По оценке замдиректора по научной работе Сибирского отделения РАН, при производстве газоанализаторов в объемах от 1 тыс. штук в год себестоимость одного прибора могла бы уменьшиться в 5 раз. "Сегодня производство газоанализаторов сравнительно невелико, в сравнении, например, с автомобильной промышленностью, - говорит эксперт, - в России их делают несколько небольших компаний: одна – в Москве, мы – в Новосибирске, могли бы еще делать в Туле". По информации разработчика, за рубежом газоанализаторы делают 3-4 компании. "Но для них это не основной бизнес, и они относятся к этому соответствующим образом", - отметил Грузнов.
По его словам, газоанализаторы, способные в экспресс-режиме обнаруживать следы взрывчатых веществ в местах массового скопления людей, надежно определяют традиционно используемые террористами взрывчатые вещества, прежде всего, гексоген и тротил, и могли бы быть эффективны при их включении в комплексные системы безопасности. Грузнов подчеркивает, что созданные газоанализаторы гораздо эффективнее, чем обученные собаки. "Вы же понимаете, что собака, как и человек, устает, через несколько часов активной работы ее надо заменять другим псом", - говорит ученый.
Interfax-Russia.ru поинтересовался у ученого, насколько возможно, что после последних событий их разработка найдет более широкое применение. "За 30 лет, что я занимаюсь газоанализаторами, острый интерес к ним возникал раз 10, всегда – после терактов, - но, поговорив, все о них благополучно забывали. Думаю, и сейчас так будет", - ответил Грузнов.
Причина столь поверхностного отношения, по его мнению, кроется, в том числе, и в конкурсном распределении бюджетных средств. "Понимаете, в чем дело, - рассказывает ученый, - в России разработчик и производитель сейчас разъединены: отдельно проводится конкурс на научно-исследовательскую работу, отдельно – на опытно-конструкторскую работу, отдельно – на производство".
По словам доктора технических наук, это приводит к целому ряду тяжелых для ноу-хау последствий. Во-первых, за конечный результат никто не отвечает, персональной ответственности, которая была, например, у конструкторов ТУ-154 (Туполев) или автомата Калашникова, больше нет. Во-вторых, производитель до 3-4 лет тратит на то, чтобы понять, что же придумал разработчик. "Система распределения и создания работ по госзаказам никуда не годится, - подытоживает Грузнов. - Главный конструктор и производитель либо должны работать в команде, либо в конкурсе на производстве работ главная роль должна быть отведена экспертной оценке главного конструктора. И это надо прописывать в параметрах конкурсов на госзаказы". По мнению Грузнова, по части нанотехнологий иностранцы нас потому и опережают, что взяли на вооружение советский опыт, объединяющий в одну команду конструкторов и производителей.
Будем надеяться, что недавние события все-таки сделают газоанализаторы сибирских ученых более востребованными в реальной жизни. Потому что новые и новые ужасные примеры показывают, что бдительности граждан, милиционеров и собачьего нюха бывает недостаточно.
Обозреватель Любовь Третьякова