Сибирь / Точка зрения 12 октября 2009 г. 16:00

Что пил летчик?

Interfax-Russia.ru - Авиакомпания "Сибирь" попала в пьяную переделку.

Крайне неприятная ситуация произошла 10 октября в немецком аэропорту Франкфурта-на-Майне. Служба безопасности аэропорта не допустила к полету 49-летнего пилота "Сибири". Причиной отказа в допуске стали пресловутые 0,5 промилле алкоголя, якобы обнаруженные у летчика во время предрейсового осмотра. Авиакомпания заменила своего пилота, и лайнер вылетел из Германии в российскую столицу с часовым опозданием.

Проштрафившийся пилот, по сообщениям СМИ, вынужден был заплатить тысячу евро залога. Возбуждено уголовное дело. Как сообщила старший помощник Западно-Сибирского транспортного прокурора Оксана Горбунова, Западно-Сибирская транспортная прокуратура организовала проверку исполнения законодательства о медицинском обеспечении полетов гражданской авиации ОАО "Авиакомпания Сибирь".

"Основанием для проведения проверки послужили сведения средств массовой информации об отстранении от управления воздушным судном члена экипажа авиакомпании "Сибирь" администрацией аэропорта Франкфурта-на-Майне 10 октября 2009 года в связи с обнаружением алкоголя в крови пилота", - говорится в сообщении.

Напомним, что уже не первый скандал, обрушившийся на авиакомпанию "Сибирь" в этом году. В феврале ее сотрудники отказались принять на борт незрячего пассажира Павла Обиуха - "в соответствии с внутренней инструкцией".

В результате инвалид не смог вовремя вылететь в Казань и был вынужден покупать билет у авиакомпании "Татарстан". Произошедший инцидент тогда стал быстро известен общественности и вызвал бурю негативных эмоций.

"Иначе как безобразием такую ситуацию не назовешь. В Федеральных авиационных правилах четко зафиксировано, что перевозка пассажира, лишенного зрения, согласовывается с перевозчиком при бронировании билета. Павел Обиух при покупке билета предупредил о своей инвалидности компанию. Отказ в посадке на рейс в подобных условиях - прямое нарушение", - заявила тогда "Интерфаксу" председатель комиссии по социальной и демографической политике Общественной палаты РФ Александра Очирова.

Инцидент с Обиухом у "Сибири" был не первым. В 2008 году Черемушкинский суд Москвы частично удовлетворил иск инвалида-колясочника Натальи Присецкой к этой авиакомпании в связи с отказом допустить ее на борт самолета без сопровождающего лица. Суд обязал авиакомпанию выплатить ей 50 тыс. рублей (Присецкая заявляла сумму иска в 1 млн рублей). Да и сам Обиух впоследствии добился справедливости: в конце апреля суд Ленинского района Тульской области взыскал с авиакомпании "Сибирь" 25 тыс. рублей компенсации в пользу инвалида. Кроме того, она должна была также выплатить 12,5 тыс. рублей штрафа в пользу государства.

"Самое главное наше достижение, что авиакомпания внесла изменения в свои правила перевозок, - сказал адвокат инвалида Максим Ларионов, - теперь сопровождающим для инвалидов по зрению, которые летят этой авиакомпанией, является бортпроводник. Своего сопровождающего не нужно, билет покупать для второго человека не нужно. Авиакомпания стала доступна для незрячих".

Февральский скандал с незрячим пассажиром и октябрьский с якобы пьяным пилотом заставляет сделать два абсолютно противоположных предположения. Первое – закономерное – его уже высказали некоторые СМИ: в авиакомпании не все в порядке с дисциплиной летного состава. В частности, алкогольное опьянение экипажа рассматривалось одной из возможных версий иркутской трагедии, когда уже после успешного приземления самолет А-310 начал движение, врезался в гаражи и загорелся.

Второе предположение – на грани фола – но также имеет право на существование. Что если достаточно успешную авиакомпанию "заказали", и дисциплина персонала - лишь удобный повод для того, чтобы хорошо куснуть? В настоящее время S7 - крупнейшая авиакомпания на внутренних воздушных линиях России, входит в этом сегменте в ТОР-50 мировых авиаперевозчиков (по сообщению официального сайта компании).

Здесь же сообщается, что филиалы и представительства авиакомпании действуют в 37 городах России, 13 городах СНГ и 14 - в дальнем зарубежье, в том числе во Франкфурте-на-Майне (Германия), Дублине (Ирландия), Пекине (Китай), Сеуле (Южная Корея), Анталии (Турция) и Бангкоке (Таиланд). В общем, авиакомпания "Сибирь" - нормальный такой лакомый кусок, который, если его хорошо отбить, способен кормить долго-долго.

Откуда столь бредовое, на первый взгляд, предположение? Во-первых, не стоит забывать о презумпции невиновности, которая применима ко всем, в том числе и к российскому пилоту. Которого, кстати, если ситуация будет развиваться, и защищать некому будет: в авиакомпании "Сибирь" нет профсоюза.

Во-вторых, исходя из житейской логики, слабо верится в то, что в условиях кризиса, когда большинство нормальных людей дорожит рабочим местом, пилот мог позволить себе выпить на работе, да еще находясь за границей. Кроме того, сам за себя говорит и его возраст: маловероятно, что после застолья опытный штурман пошел бы на медосвидетельствование, проще было сказаться больным.

В-третьих, еще весной один из экспертов Interfax-Russia.ru, комментируя ситуацию вокруг авиакомпании "КрасЭйр", предположил, что это лишь начало большого передела воздушного коридора, который в связи с кризисом становится все уже из-за снижения пассажиропотока.

Ну и самое главное: было заявлено, что в крови летчика обнаружено 0,5 промилле. В то время как концентрация меньше 0,4 промилле говорит о том, что опьянение практически отсутствует или это ошибка метода. Концентрацию 0,5-1,5 (не включая 1,5) промилле относят к легкому алкогольному опьянению. Для того, чтобы читатель лучше ориентировался, добавим, что 0,2 промилле - это один стакан красного вина или две бутылки пива емкостью 0,33 литра, выпитые мужчиной средних лет и среднего веса на голодный желудок.

А еще известно, что алкоголь в крови может содержаться спустя длительное время после возлияний. Помимо этого, дозу в 0,5 промилле могут вызвать и отдельные лекарства, и даже кефир.

Обозреватель Алла Боброва