Interfax-Russia.ru – В сибирских школах появляются специальные службы примирения. Они помогают школьникам разбираться в конфликтах и избегать ссор.
Безопасности детей в последнее время уделяется все больше внимания. В школах, например, повсеместно появились охранники, системы видеонаблюдения и т.д. Регионы один за другим вводят комендантский час. Правоохранительные органы с особой тщательностью расследуют любые инциденты, связанные с детьми. Но все эти меры направлены главным образом на то, чтобы оградить их от так называемой "внешней агрессии". Но ведь и внутри детской среды тоже немало агрессии, насилия и конфликтов. И этим проблемам также необходимо уделять внимание. В частности, работают в этом направлении специальные службы примирения. Они успешно функционируют уже в нескольких школах Красноярска и Новосибирска.
"Служба примирения – это подготовленная специальным образом команда школьников и взрослых, которая помогает своим ровесникам сесть за стол переговоров, самим спокойно разобраться в конфликтной ситуации и найти устраивающее всех решение. В службу примирения наряду с детьми всегда входят взрослые: школьные психологи, социальные педагоги или кто-то из администрации. Любой, у кого есть такая потребность, может обратиться к ним за помощью", - пояснил Interfax-Russia.ru руководитель направления "Школьные службы примирения" общественного центра "Судебно-правовая реформа" Антон Коновалов.
"Конфликты замалчиваются, поскольку учителей и дирекцию за них ругают и даже лишают надбавок, и пока так будет – конфликты будут скрывать. Поэтому важно чтобы в школе были свои механизмы разрешения конфликтов. Именно разрешения, а не приглушения", – подчеркнул он.
Школы, надо заметить, всегда считались потенциально конфликтным местом, что совсем не удивительно: ведь там объединяют в группы детей, у которых общие, по сути, только год рождения и район проживания. В остальном же дети могут быть противоположностями и от этого им так сложно "ужиться" вместе – между ребятами время от времени возникают ссоры, драки и прочие неприятные ситуации. Это, тем не менее, почему-то не считается серьезной проблемой. Между тем, неразрешенный детский конфликт, возникший пусть даже из-за пустяка, может закончиться очень и очень плачевно. Примеров этому – великое множество.
Достаточно вспомнить случай, произошедший не так давно в Томской области. Конфликт между 12-летними учащимися одной из школ, произошедший там в конце прошлого года, едва не обернулся трагедией. Мальчик толкнул девочку, а она пожаловалась своей сестре. Та в свою очередь попросила разобраться с обидчиком ребенка своего сожителя – инспектора ППС. Тот увез ребенка за город и избил палкой до состояния комы. Мальчик, к счастью, выкарабкался, а избившего его милиционера наказали – уволили со службы и дали срок. Если бы дети умели сами решать такие проблемы или у них в школе была своя служба примирения, то всего этого не случилось бы.
Или другой пример – скандальные случаи, произошедшие в конце 2010 года в московском регионе. В декабре в подмосковном Долгопрудном восьмиклассник пырнул ножом мальчика, который учился с ним в одной школе. Как выяснилось, у подростков давно были неприязненные отношения, вот только вмешаться в этот конфликт никто не пытался. За несколько недель до этого поножовщину устроила 13-летняя ученица одной из столичных школ – она кухонным ножом несколько раз ударила свою одноклассницу. После нападения эта девочка несколько дней провела в реанимации. Оказалось, что они "враждовали" из-за того, что не могли "поделить" понравившегося мальчика.
"Поскольку в службах примирения медиаторами работают в том числе и сами школьники, то подростки идут к ним со многими проблемами, с которыми не пошли бы к взрослым и педагогам. Службы к тому же работают конфиденциально, а поэтому успешно решают так называемые "скрытые" конфликты", - пояснил Антон Коновалов.
"Ни административное воздействие, ни наказание, которые применяются к детям, не "работают" с причинами конфликтов и чувствами подростков. А используемая нами
восстановительная медиация позволяет им избавиться от обиды, ненависти и избежать повторения таких ситуаций в будущем", - добавил собеседник Interfax-Russia.ru.
Центр "Судебно-правовая реформа", который выступает инициатором создания школьных служб примирения в России, с 2000 года помогает организовывать их в образовательных учреждениях. Благодаря этой работе такие "примирительные органы" уже есть в школах Москвы, Волгограда, Тюмени, Перми, Казани, Самары и еще нескольких городов. В Сибири, в частности, свои собственные примирители есть в новосибирских и красноярских школах.
"В Новосибирске сейчас четыре службы примирения – две в общеобразовательных учреждениях, и две – в колледжах. Возможно, для большого города это немного, но надо понимать, что создание такой службы – дело непростое", - рассказала Interfax-Russia.ru директор новосибирского центра психолого-социальной поддержки населения "Прометей" Татьяна Стукачева.
Она пояснила: чтобы организовать в школе службу примирения, сначала необходимо исследовать уровень конфликтности в этом заведении, затем обучить потенциальных медиаторов – взрослых или детей – и выделить среди них наиболее способного, чтобы назначить его куратором. В целом, чтобы запустить "процесс", требуется около полугода.
"Если человек однажды получил опыт разрешения конфликта, то он будет использовать его всю жизнь, поэтому службы примирения – это огромная польза как для тех, кто в них работает, так и для тех, с кем они работают", - подчеркнула Стукачева.
"У нас есть принцип, что службы должны создаваться только добровольно. Нам, конечно хочется, чтобы их было больше, но, с другой стороны, важнее качество, чем количество", - говорит Антон Коновалов.
В Красноярске службы примирения пока тоже есть лишь в нескольких школах.
"Как показывает практика, далеко не все педагоги готовы входить в проблемное поле ребенка. Более того, не все готовы признать дефицит своей компетентности в этом плане и начать обучение. А дети, напротив, занимаются этим с удовольствием и зачастую им даже проще научиться медиации, чем взрослым", - рассказала Interfax-Russia.ru красноярский координатор школьных служб примирения, ассистент кафедры деликтологии и криминологии Сибирского федерального университета Наталья Никитина.
Между тем, те школы, которые на создание школьных служб примирения все же отважились, отмечают только положительные результаты.
"Эффект есть, и эффект ощутимый. В нашей школе службы примирения работают уже около двух лет. За это время они наладили очень четкую схему работы, и конфликтная обстановка в нашем коллективе теперь достаточно благоприятная. Очень важен один момент – разделять те ситуации, в которых подростки могут разобраться с помощью медиаторов, и те, в которых уже нельзя обойтись без вмешательства правоохранительных органов", - отметила в беседе с Interfax-Russia.ru замдиректора гимназии N8 (г. Красноярск) Татьяна Янгель.
Обозреватель Вера Широкова