Сибирь / Точка зрения 2 марта 2009 г. 06:00

Энергетика нетрадиционной ориентации

Interfax-Russia.ru – Алтайский край может стать самой крупной площадкой Сибири по строительству современных ветроэнергопарков.

Для энергосистемы Алтайского края характерны несколько отличительных особенностей: протяженные изношенные электрические сети, исторически и технически сложившаяся зависимость от кузбасских углей, и, самое главное, энергодефицитность. Собственные генерирующие мощности в крае вырабатывают порядка 63% от необходимого объема электроэнергии. Недостающую часть потребители получают по перетокам из смежных энергосистем Кемерово, Красноярска и Новосибирска.

Энергодефицитность для Алтайского края – это как "любимая" мозоль. Она уже не раз становилась разменной монетой в разных политических и экономических перипетиях. Не будем далеко ходить: энерготарифы 2009 года - самые высокие по Сибири, сейчас они буквально загнали в угол тех потребителей, которые получают электричество по сетям низкого и среднего напряжения (такое электричество гораздо дороже, чем в сетях высокого напряжения). За прошедшие два месяца тема энергодефицитности неоднократно обсуждалась в местных СМИ, а оппозиция губернаторской команды делала ее своим коньком.

И уже совершенно объективно тему энергодефицита региона подогревают предстоящее строительство игорной и туристической зон. Экономический кризис заставил инвесторов пересмотреть параметры финансирования, но совсем отказываться от вхождения в эти выгодные проекты они не намерены.

Чтобы справиться с дефицитом электроэнергии, администрация Алтайского края уже предприняла ряд мер. В конце прошлого года краевые власти получили от профильного проектного института ОАО "Промгаз" (Москва) разработанную Энергетическую стратегию региона до 2020 года. Документ предполагает развитие в крае собственной генерации: строительство ГРЭС на бурых мунайских углях (Солтонский район) мощностью 600 МВт и ввод конденсационного блока мощностью 100 МВт в компании "Бийскэнерго".

Но, видимо, не удовлетворившись планами по развитию традиционной энергетики, буквально на днях краевое управление по промышленности и энергетике сообщило о возможном массовом строительстве в Алтайском крае… ветроэнергопарков. Новость была с энтузиазмом воспринята общественностью.

"Это так называемая "зеленая" энергетика крайне популярна за границей, - рассказал Interfax-Russia.ru директор Бийской консалтинговой группы Валерий Костырко, - например, новый президент Америки Барак Обама считает развитие нетрадиционной энергетики одним из возможных путей преодоления экономического кризиса: ей будет оказываться господдержка практически на том же уровне, что и банковской системе. В России пока на уровне страны о таких планах я не слышал, но что касается отдельно взятого Алтайского края, то все это технически возможно".

Костырко полагает, что строительство ветряков помогло бы степным районам Алтайского края создать энергетическую автономность. Условия и необходимость в этом есть: ветров в степях много, а энергозатраты на орошение земель велики. "Но у меня по поводу строительства ветрогенераторов возникает такой вопрос: во всем мире нетрадиционная энергетика дотируется государством, а как будет у нас?", - недоумевает эксперт.

Какие же плюсы строительства ветроэнергопарков описывает открытая энциклопедия Википедия? Ветряные генераторы практически не потребляют ископаемого топлива. Работа ветрогенератора мощностью 1 МВт за 20 лет эксплуатации позволяет сэкономить примерно 29 тыс. тонн угля или 92 тыс. баррелей нефти. Плюс экологическая безопасность: ветрогенератор мощностью 1 МВт сокращает ежегодные выбросы в атмосферу на 1800 тонн СО2, 9 тонн SO2, 4 тонн оксидов азота. В отличие от традиционных тепловых электростанций, ветряные электростанции не используют воду, что позволяет существенно снизить нагрузку на водные ресурсы.

Технический потенциал ветровой энергии России оценивается в свыше 50 трлн кВт·ч/год. Экономический потенциал составляет примерно 260 млрд кВт·ч/год, то есть около 30% производства электроэнергии всеми электростанциями России. Запасы энергии ветра более чем в 100 раз превышают запасы гидроэнергии всех рек планеты. В последние годы ветроэнергетика активно развивается не только за рубежом, но и в России. По данным энциклопедии, в конце 2008 года общая установленная мощность всех ветрогенераторов составила 120 ГигаВт, увеличившись вшестеро с 2000 года.

Но, как все на свете ветроэнергетика имеет и минусы. Прежде всего, она зависима от силы ветра - фактора, отличающегося большим непостоянством. И еще один момент: себестоимость выработки электроэнергии ветрогенераторами не зависит от силы ветра напрямую - по принципу, чем ветренее, тем выгоднее. Ветряки оптимально работают лишь в определенных величинах, плюс-минус за их пределы - и ветрогенератор либо сам остановился, либо его надо останавливать.

Впрочем, предполагаемый инвестор алтайских "ветряных мельниц" – компания "ВентРус" (Москва) – не склонен бессмысленно тратить деньги. "На совещании с заместителем губернатора Виталием Ряполовым мы достигли соглашения трех сторон, - сказал Interfax-Russia.ru генеральный директор "ВентРус" Валерий Касимов, - наша компания выполняет предпроектные разработки и последующее инвестирование проекта, администрация края обязуется создать режим благоприятствования, а сетевая компания "МРСК Сибири" - предоставить первичную информацию и впоследствии точку подключения".

В течение одного года специалисты "ВентРус" будут мониторить территории 12 районов края, которые согласились предоставить площадки под строительство. "Установим ветроизмерительные вышки и будем вести наблюдения. Хотя по российской карте ветров Алтайский край входит в красную зону, мы должны получить свои достоверные данные прежде, чем приступить к инвестированию – это оптимизирует выбор модели ветрогенератора", - говорит Касимов.

По предварительным соглашениям сторон компания "ВентРус" может построить на территории региона до 10-12 ветропарков общей мощностью 500-600 МВТ. Инвестиции в один ветропарк мощностью 50 МВт оцениваются в 80 млн евро.

И хотя дивиденды подсчитывать, мягко говоря, рано, стоит вспомнить и о косвенной выгоде: подобные вложения позволят увеличить сбор налога на имущество.

Обозреватель Любовь Третьякова