Сибирь / Точка зрения 1 декабря 2016 г. 16:16

Гибридное спасение

Interfax-Russia.ru – Сибирские ученые впервые получили в пробирке гибрид домашней кошки и лесного кота. С помощью эксперимента они надеются в перспективе возродить популяцию диких кошачьих.

Гибридное спасение
© РИА Новости. Александр Поляков

Ученые Института цитологии и генетики (ИЦиГ) СО РАН впервые получили in vitro (в пробирке) гибридный эмбрион домашней кошки и дальневосточного лесного кота.

"Мы сотрудничаем с московским Институтом экологии и эволюции имени А. Н. Северцова, при котором есть научная станция, где разводят диких кошачьих. Оттуда мы привезли семя красной и евразийской рыси, а также дальневосточного лесного кота. Для того чтобы доставить его в Новосибирск мы разработали технологию по заморозке этого материала - взяли криопротекторы, которые на западе создали для псовых, и приспособили их для кошачьих", - рассказал Interfax-Russia.ru заведующий сектором криоконсервации и репродуктивных технологий института Сергей Амстиславский.

С яйцеклетками обычной домашней кошки, по словам ученого, все было намного проще – их исследователям уже предоставили местные ветеринары. Подобный материал, как пояснил Амстиславский, как правило, остается у них после плановой стерилизации животных.

"Первым делом мы, конечно, проверили жизнеспособность семени при помощи различных научных методов - флуоресцентной, световой и конфокальной микроскопии, а также оценили подвижность сперматозоидов на спермоанализаторе. Затем, убедившись в том, что оно пригодно для дальнейшей работы, оплодотворили им яйцеклетку. То есть мы использовали всем известную технологию экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Задача была не из простых, ведь при размножении кошек этот метод еще толком не использовался, да и яйцеклетки, полученные во время стерилизации, были не зрелыми. Тем не менее, результат есть – эмбрион получен, он развивается, и при определенных условиях его можно вырастить до настоящего котенка", - заключил биолог.

Однако, как отметил ученый, пока такой задачи перед исследователями не стоит.

"Во-первых, сама по себе трансплантация не такой уж легкий процесс – не все эмбрионы приживаются, а мы пока не имеем технологии трансплантации эмбрионов применительно именно к кошачьим. Помимо этого у нас нет своего питомника, где мы бы могли готовить реципиентов (ведь не каждая кошка способна родить гибридного котенка). Поэтому, я считаю, что это все-таки тема отдельного проекта, который, возможно, нам удастся реализовать когда-то в будущем, но не сейчас", - добавил Амстиславский.

Пока ученые ставят перед собой задачу просто закрепить результат - начать получать гибридов от диких кошек на стабильной основе, а также изучить, как они развиваются в сравнении с обычными (не гибридными) эмбрионами кошачьих и реагируют на разные факторы, добавляемые в культуру in vitro.

"Вообще данная технология – весьма перспективный метод для восстановления исчезающих видов животных. Еще до кошачьих мы проводили эксперименты на куньих и заметили тогда, что самки-гибриды (которые родились такими в живой природе) без труда выращенных в пробирке эмбрионов", - сказал собеседник Interfax-Russia.ru.

Так, в частности, по его словам, ученые трансплантировали 12-ти таким гибридным самкам 72 хорьковых и норочьих эмбриона и в результате получили 36 живых детенышей. Причем, представители разных видов рождались даже в одном выводке одной самки.

"При одновременной пересадке реципиенту-гибриду эмбрионов норки и хорька произошло не возможное с точки зрения природы - на свет появился выводок, состоящий из хорчонка и норчат", - отметил исследователь.

Аналогичные исследования оказались успешными и в отношении хомячков. Как пишет издание СО РАН "Наука в Сибири", ученые создали самку-гибрида из материала хомячка Кэмпбелла и джунгарского хомячка и пересадили ей эмбрионы последнего, которые тоже развились в потомство. Другой гибридной особи трансплантировали эмбрионы хомячка Кэмпбелла и тоже получили живой выводок. Таким образом, как пояснил Амстиславский, была подтверждена гипотеза о том, что межвидовые гибриды могут быть хорошими реципиентами для эмбрионов родительских видов, и данный подход хорошо сочетается с идеей сохранения генетических ресурсов в виде криобанков эмбрионов и гамет.

"В перспективе мы надеемся, что это будет также хорошо работать и на кошках. К примеру, исчезающий вид - кот-рыболов - является довольно близким родственником дальневосточного лесного кота и оба зверя относятся к одному и тому же роду, поэтому от успеха нашего проекта, ориентированного на дальневосточного лесного кота, выиграют и его родственники, исчезающие из дикой природы в странах Юго-Восточной Азии и Японии", - отметил сотрудник Института цитологии и генетики СО РАН.

Так, в настоящее время из 37 видов кошачьих, живущих на Земле, процветает только один - домашняя кошка, численность же остальных 36 неуклонно сокращается. И если по поводу крупных особей (тигра, ирбиса, пиренейской рыси) общество активно бьет тревогу - реализуется множество программ по их сохранению, на которые выделяются миллионы, - то их более мелкие и менее известные собратья, исчезают тихо и без шума. Среди них есть и вышеназванный кот-рыболов из Юго-Восточной Азии, и черноногая африканская кошка, которая, как говорят, может убить даже жирафа, и барханная кошка, которая обитает в пустынях Сахары, Средней Азии и Пакистана.

"Сохранять таких кошек в дикой природе сложно, размножаются в неволе они плохо, поэтому одно из наиболее приемлемых возможных решений - собирать генетический материал в криобанки, чтобы потом, размораживая семя, яйцеклетки или сразу эмбрионы и трансплантируя их реципиентам, получать нужных котят. Однако тут возникает проблема: представим себе, что мы успели заморозить эмбрионы некого вида, который недавно полностью вымер. Но какой суррогатной матери их подсаживать?", - задается вопросом Сергей Амстиславский.

Просто использование в этих целях самок близкородственного вида (например, домашней кошки), по словам ученого, в данном случае не выход, ведь "межвидовая трансплантация, хоть иногда и получается с отдельной парой видов, но в подавляющем большинстве случаев показала себя как крайне неэффективная процедура". Зато, как оказалось, отличными реципиентами для представителей двух разных видов выступают их гибриды.

"Так что сейчас нам, как я уже говорил, прежде всего, нужно сравнить, как развиваются в пробирке обычные эмбрионы от домашней кошки и эмбрионы-гибриды, чтобы подобрать оптимальные условия для обеспечения жизнедеятельности последних. Кроме того, мы хотим научиться их замораживать. Мы уже умеем замораживать чистые кошачьи эмбрионы, но ведь для гибридов, возможно, потребуются иные условия – это тоже нужно выяснить", - добавил ученый.

Помимо этого группа Сергея Амстиславского тесно сотрудничает с Лейбницевским институтом зоологии и изучения диких животных (Германия), где под руководством профессора Катарины Евгенов уже создан криобанк, в котором сохраняются семя и яичниковая ткань диких видов кошек со всего мира. Немецкие коллеги заинтересованы в появлении подобного криобанка и в Новосибирске.

"Наш "кошачий проект" уникален - впервые в России в отношении диких видов кошачьих разрабатываются способы сохранения генетических ресурсов, основанные на новейших достижениях репродуктивной биологии. Пока исследование развивается в рамках одного гранта РФФИ, возможно, привлечение к нему дополнительных внимания и средств ускорит реализацию этого проекта", - добавил ученый.

Обозреватель Наталья Пономарева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook