Сибирь / Точка зрения 27 февраля 2010 г. 16:11

Год колонии-поселения

Interfax-Russia.ru – Именно такой срок получил тувинский сотрудник ДПС, ранивший осенью двух школьников, один из которых позднее скончался.

Эта трагедия произошла поздно вечером 24 октября 2009 года. Interfax-Russia.ru писал об этом в материале "Дядя Степа нажал на курок". Поздно вечером в селе Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского района Тувы три инспектора ДПС объезжали территорию на служебной автомашине. На одной из улиц они остановили ВАЗ-2106. За рулем, как в дальнейшем рассказали стражи порядка, находился 17-летний учащийся 11 класса местной школы.

По первым показаниям представителя ГИБДД, юный водитель был нетрезв, вел себя агрессивно. Тогда сотрудник ДПС - 30-летний Баир Борбак-оол – потребовал, чтобы он вышел из машины. Но в ответ несовершеннолетний, якобы, вынул из куртки предмет, похожий на пистолет, и стал им размахивать. После этого милиционер достал свой пистолет Макарова, сделал предупредительный выстрел в воздух, а затем открыл огонь на поражение. Единственный выстрел в водительское окно сразил сразу двоих. Пуля, пройдя сквозь шею подростка навылет, попала в живот сидевшей в машине 17-летней девушке, учащейся 11 класса той же школы, в которой учился и ее спутник.

Позднее в ходе следственных мероприятий выяснилось, что инспектор Баир Борбак-оол солгал. Он сам признался, что выстрелил в подростка случайно, а потом съездил домой, взял игрушечный пистолет и подкинул его в машину. Впрочем, сомнения в первых показаниях сотрудника ГИБДД у следствия появились уже через несколько дней после инцидента, когда судмедэксперты обнаружили, что в крови школьников алкоголя не было.

Без преувеличения можно сказать, что происшествие всколыхнуло не только село Кызыл-Мажалык, где всего-то 5 тысяч жителей, и маленькую республику Тува, но и всю страну. Об этом происшествии стали писать и говорить через призму последних сообщений о противоправных действиях сотрудников милиции. Горечи и остроты ситуации добавил и тот факт, что через несколько дней мальчик Ай-Мерген Анзат, раненый в шею навылет, скончался в местной больнице. Его одноклассницу Айланму Саая, раненую в живот, врачам удалось спасти.

Против инспектора Баира Борбак-оола было возбуждено уголовное дело по п. "б", "в" ч.3 ст.286 УК РФ (превышение должностных полномочий, совершенное с применением оружия, с причинением тяжких последний). В ходе следствия специалисты провели многочисленные судебные экспертизы, очные ставки, допросы всех участников происшествия, ведь помимо двух пострадавших подростков в машине были еще дети. Кроме того, в ГИБДД Тувы состоялись внутренние служебные проверки.

Но уже самого начала представители органов власти и правопорядка, с которыми удалось пообщаться Interfax-Russia.ru, оценивали ситуацию как неоднозначную. Еще до получения результатов судмедэкспертизы министр образования Тувы Петр Морозов заявил "Интерфаксу": "Я лично знаю этих детей, пострадавших от действий милиционера. Совершенно нормальные ребята: дети со слов близких людей не могли быть пьяными, не оказывали сопротивления, не угрожали. В милицейской сводке все записано лишь со слов сотрудника ГИБДД". В самом ГИБДД после результатов судмедэкспертизы были явно растеряны и не смогли Interfax-Russia.ru прокомментировать заявление главного врача больницы о том, что погибший подросток был трезв. Но, как бы то ни было, но данные экспертизы оказались решающими: именно после этого Баир Борбак-оол начал давать признательные показания…

Стоит ли говорить о том, что окончания этого дела, вызвавшего столь большой общественный резонанс, ждали все. Однако суд над инспектором ДПС откладывался несколько раз. Первое заседание, назначенное на 27 января, сорвалось из-за неявки родителей потерпевших. Переносилось судебное заседание и еще раз.

Когда суд все-таки состоялся, Баиру предъявили обвинения по ч.2 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей) и ч.2 ст.118 (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности, совершенное вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей). Переквалификация вменяемых статей означала, что вместо раньше грозивших ему максимальных 10 лет лишения свободы инспектор может быть лишен свободы лишь на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности на то же срок. А учитывая, что Борбак-оол Баир попросил рассмотреть свое дело в особом порядке, ему грозило лишь две трети максимального срока - два года.

Особый порядок означает, что на процессе не было судебного разбирательства как такового: не было ни проверки доказательств, ни допроса свидетелей, ни выступлений адвокатов и т. д. По сути, процесс свелся к формальным процедурам по оглашению обвинительного заключения, признанию вины подсудимым и вынесению приговора. И в итоге Баир Борбак-оол получил даже меньше двух лет – 1 год 3 месяца колонии-поселения.

Адекватно ли это наказание случившемуся? "Не исключено, что да, - сказал Interfax-Russia.ru один из правозащитников на условиях анонимности, - мы ведь не знаем подробностей, не читали материалов дела. Утверждать в этой ситуации, что суд принял неправомерное решение, я не стал бы. Могу добавить лишь, что наказание должен был, на мой взгляд, понести не только этот инспектор, но и его руководитель".

О наказании непосредственного начальника Баира Борбак-оола ничего не сообщалось, а вот министра МВД Тува Виктора Лесника уже отстранили от занимаемой должности. Правда, произошло это совсем по другому поводу: после того, как его подчиненный оперуполномоченный ОБЭП Аяп Павлов расстрелял двоих сотрудников ГИБДД и застрелился сам.

Обозреватель Любовь Третьякова