Сибирь / Точка зрения 13 ноября 2013 г. 10:55

Испытателям на замену

Interfax-Russia.ru – Новосибирские ученые разработали беспилотную технологию испытания новых самолетов.

Автоматизированную программу для тестирования новых летательных аппаратов без участия летчика-испытателя разработали ученые Института автоматики и электрометрии Сибирского отделения РАН.

"Обычно все новые самолеты в свой первый, тестовый полет, оправляются с летчиком-испытателем. Работа эта очень опасная, ведь даже несмотря на накопленный специалистами опыт, никто до последнего момента не знает, как машина поведет себя в воздухе. Наша технология как раз призвана минимизировать риск для человека и провести часть испытаний нового самолета без участия пилота", - сообщил Interfax-Russia.ru заведующий лабораторией нечетких технологий Института автоматики и электрометрии Сибирского отделения РАН Юрий Золотухин.

Однако, по словам ученого, прежде чем технология будет опробована на настоящих самолетах, ее обязательно протестируют на небольшом беспилотном летательном аппарате.

"Вместе с нашими партнерами, Новосибирским институтом авиационных технологий, мы создаем динамически-подобную модель нового разрабатываемого самолета. По сути, это такой мини-самолет, который в воздухе ведет себя аналогично настоящему авиа лайнеру. У него есть двигатель, собственная система управления. Вот на нем и будет отрабатываться данная технология", - сказал он.

Как отметил Золотухин, мини-самолету придется выдержать многое. Ведь помимо выполнения заданной учеными стандартной программы полета летательному аппарату предстоит поработать и в критическом режиме.

"Тоже самое предполагается делать впоследствии и с настоящими самолетами. Когда самолет, следуя указаниям заданной программы, несколько раз войдет и успешно выйдет из нештатных ситуаций, будет уже не так страшно сажать за его штурвал человека", - пояснил собеседник Interfax-Russia.ru.

Однако пока до таких испытаний еще далеко. По словам ученого, в настоящее время беспилотную технологию испытания новых летательных аппаратов специалисты отрабатывают при помощи компьютера.

"В настоящее время у нас создан стенд (несколько рабочих мест для исследователей - ИФ), на котором мы отрабатываем эту программу на математической модели самолета. Испытания технологии непосредственно на мини-самолете начнутся весной", - уточнил Юрий Золотухин.

Ученый подчеркнул, что в настоящее время в России аналогов данной программе пока нет. В тоже время на западе, по словам Золотухина, такими технологиями уже никого не удивишь.

"В развитых странах такой подход практикуется уже давно. Перед тем как посадить летчика за штурвал нового самолета здесь сначала проводится целый комплекс испытаний на моделях. В России сегодня такой практики, к сожалению, пока нет", - сказал он.

Впрочем, на этом достижения сибирских ученых не заканчиваются. Чтобы облегчить труд операторов беспилотников, сотрудники Института автоматики и электрометрии Сибирского отделения РАН разработали программу, позволяющую летательному аппарату работать в автоматическом режиме и вместе с тем реагировать на неожиданные препятствия – самостоятельно уходить вверх, вниз или в сторону, а затем возвращаться к выполнению задачи.

"Мы учим наши беспилотные летательные аппараты (БПЛА) летать по заданным маршрутам и выполнять задачи автоматически, при этом у оператора остается возможность вмешаться в управление. Ведь никакой самый усидчивый человек не может часами дистанционно управлять БПЛА, а при нашей технологии человек вмешивается только в экстремальных случаях", - пояснил Юрий Золотухин "Российской газете".

По его словам, автоматические и снабженные вышеописанной программой беспилотники, выполненные на основе так называемого квадрокоптера (вертолет с четырьмя винтами), могут использоваться, например, при мониторинге лесов, обследовании улиц в городах, отдельных зданий, в химической разведке.

"Он может аккуратно пролететь вдоль стены, осмотреть трещины. Прикладные задачи зависят от того, чем его "начинить", какими датчиками", - сказал разработчик.

Как в свою очередь пояснил Interfax-Russia.ru директор Института автоматики и электрометрии СО РАН Анатолий Шалагин, разработанная новосибирскими учеными программа представляет собой некий базовый алгоритм управления беспилотниками. Это значит, что в ходе дальнейшей работы она может меняться, дополняться и адаптироваться под заданные параметры.

"Такие программы - мобильны. То есть они составляются под каждый конкретный тип беспилотника, а также функциональные задачи, которые ему предстоит выполнить. Более того, они могут меняться даже в процессе испытаний", - сказал он.

По словам Шалагина, работа по созданию программного обеспечения для беспилотников велась в России и раньше, однако все предыдущие разработки в отличие от программ, созданных новосибирцами, "находились не на должном уровне".

"Какие-то беспилотники у нас в стране, конечно, делают. И, конечно, они все тоже с какими-то программами – не совсем что называется на голом месте у нас все это. Однако опыт, который имеется у нашего института в разработке автоматизированных систем управления, позволяет достичь лучших в стране результатов", - отметил собеседник Interfax-Russia.ru.

Между тем, пока в одном уголке страны ученые трудятся над созданием новых современных программ для управления беспилотными летательными аппаратами, в другом – специальные образовательные учреждения готовят тех, кто будет ими пользоваться.

Так, первых в России "специалистов по беспилотникам" начали готовить в ноябре этого года в филиале Военного учебного научного центра Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" (Челябинск).

"Их обучение будет идти по четырем специальностям направления "Организация подготовки специалистов по эксплуатации и боевому применению комплексов беспилотных летательных аппаратов" (БЛА). Сегодня это - очень перспективное направление подготовки военных специалистов, ведь современные методы ведения войны подразумевают в том числе, и воздушные бои, и нанесение ракетно-бомбовых ударов по земле без привлечения личного состава", - сообщил "Интерфаксу-АВН" представитель управления пресс-службы и информации Минобороны РФ по ВВС полковник Игорь Климов.

По словам собеседника агентства, подготовка специалистов по БЛА будет осуществляться на учебно-материальной базе Челябинского высшего военного авиационного училища штурманов с последующим ее расширением и поставкой по гособоронзаказу-2014 комплексов с "беспилотниками" "Форпост", программно-технических комплексов и тренажерных средств. Имеющаяся на данный момент учебная база дает возможность курсантам изучить элементы конструкции БЛА, применяемые нагрузки, формы и способы применения "беспилотников".

"Сейчас курсанты изучают дисциплины гуманитарного и социально-экономического, а также математического и естественного научного цикла дисциплин. Изучение специальных дисциплин начинается в конце второго курса обучения", - уточнил Климов, отметив, что всего по новому направлению в настоящее время обучаются 62 курсанта.

Обозреватель Наталья Пономарева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"