Сибирь / Точка зрения 21 ноября 2012 г. 12:56

Локомотив для инноваций

Interfax-Russia.ru – Уникальный передвижной выставочно-лекционный комплекс "Поезд инноваций" прибыл в Сибирь. До конца года он посетит 16 крупнейших городов региона.

"Поезд инноваций" – это специализированный поезд, который состоит из трех служебно-бытовых и восьми выставочных вагонов, демонстрирующих передовые решения в сфере железнодорожного транспорта, энергетики и нанотехнологий. Тематические экспозиции для комплекса создали ведущие компании рынка инновационной продукции – ГК "Росатом", ОАО "РЖД", ОАО "Роснано" и компания "Филипс" (Philips).

Большая часть вагонов рассказывает о российской железной дороге – ее прошлом, настоящем и будущем.

Например, в вагоне "инновационное развитие ОАО "РЖД" можно познакомиться с историей развития железнодорожного транспорта России, увидеть репродукции ретрофотографий, исторические справки, копии архивных документов, макет знаменитого паровоза П36 (за боковые полосы, напоминающие лампасы, эту модель еще называют "Генерал"), водившего известные поезда "Красная стрела" и "Россия".

Также представленная экспозиция отражает и основные направления инновационного развития компании, в том числе создание скоростного и высокоскоростного движения в России. Для этого в вагоне установлены макеты высокоскоростного электропоезда двойного питания "Сапсан", курсирующего между Санкт-Петербургом, Москвой и Нижним Новгородом; поезда "Аллегро", который ездит из Санкт-Петербурга в Хельсинки; скоростного электропоезда двойного питания "Ласточка", который будет обслуживать участников и гостей XX зимних Олимпийских игр в Сочи. Следующий вагон РЖД – "Подвижной состав Российских железных дорог". Экспозицию вагона составляют макеты современных локомотивов, вагонов и железнодорожной техники. Среди них созданный отечественными специалистами газотурбовоз ГТ1, работающий на сжиженном природном газе. Еще один необычный экспонат – двухосный маневровый тепловоз ТЭМ31, построенный на Ярославском электровозоремонтном заводе. Кстати, кабина машиниста в этом тепловозе имеет круговой обзор.

В третьем вагоне РЖД посетители могут познакомиться с инфраструктурой российских железных дорог. Внутри вагона – действующие макеты-панорамы, которые показывают устройство станций, железнодорожных переездов, тяговой подстанции и других инфраструктурных объектов. Например, здесь можно увидеть макет железнодорожного комплекса на космодроме Байконур, на котором показано, как

демонстрирующим подвоз ракеты к стартовой площадке с подъемом ракетоносителя, боевым железнодорожным ракетным комплексом БЖРК или уменьшенной копией терминала "Аэропорт" железнодорожной линии аэропорт Адлер – Сочи.

Следующий вагон "Автоматика, телемеханика и связь. Управление перевозочным процессом" также принадлежит ОАО "РЖД". Как видно из названия, экспозиция демонстрирует всю сложность процесса организации и управления перевозками. Здесь можно увидеть, как выглядит рабочее место поездного диспетчера, дежурного по сортировочной горке, а также дежурного по станции.

Однако самый популярный среди школьников и студентов вагон – вагон с тренажерными комплексами. К примеру, на одном из таких тренажеров можно запросто почувствовать себя машинистом электровоза.

"На основе современных методов математического моделирования в нем воспроизводится работа всех основных систем электровоза на реальной инфраструктуре. Кресло машиниста установлено на динамической платформе. Ощущения реальности происходящего дает динамический тренажер, созданный на базе автомобиля "КамАЗ", имитирующий приборное оборудование кабины и характерные шумы", – поясняет пресс-служба ОАО "РЖД".

Шестой вагон, созданный ОАО "Роснано", посвящен нанотехнологиям – так компания демонстрирует продукцию, выпускаемую своими дочерними предприятиями. Здесь можно увидеть и экономичные светотехнические изделия, и шумоизоляционные материалы, и композитные изделия, в том числе контактные провода для высокоскоростного железнодорожного транспорта. Кроме того, в вагоне "Роснано" представлены самые современные режущие инструменты, системы очистки и обеззараживания воздуха, аккумуляторные батареи для электромобилей, а также энергосберегающие стекла. Для наглядности всем посетителям выдают интерактивный проводник-планшет, на экране которого по мере продвижения человека по вагону автоматически выводится информация о том или ином экспонате.

Есть в составе уникального поезда и вагон госкорпорации "Росатом", работу которого курирует АНО "Информационный центр атомной отрасли" (АНО "ИЦАО").

"Экспозиция в этом вагоне разделена на три тематических блока. Сначала посетители знакомятся с понятием радиации, ее природными источниками и степенью их воздействия на человека", – сообщил Interfax-Russia.ru директор Информационного центра атомной отрасли в городе Томске Сергей Шаляпин.

Не секрет, что естественный фон на разных участках земного шара может отличаться в разы или даже в десятки раз. Чтобы это проиллюстрировать, в стенах вагона в нескольких местах вмонтированы миниатюрные табло, которые показывают уровень излучения в Санкт-Петербурге и иранском городе Рамсер, на прибрежных территориях индийского штата Керала и у монацитовых песков пляжей бразильского Гау-рапари.

"Отдельный стенд демонстрирует возможности применения радиационных технологий в различных отраслях. Центральная же часть экспозиции посвящена системам безопасности российских реакторов", – продолжил ученый.

Вагон оборудован по последнему слову техники. Анимированные макеты наглядно показывают, как работают части реактора и все системы в комплексе, а надев специальные очки, можно увидеть проект современной российской атомной станции в формате 3D.

"Благодаря таким методам подачи материала такая сложная наука, как атомная энергетика, становится понятна и интересна даже ребенку", – отметил собеседник Interfax-Russia.ru.

Завершает череду передвижных выставочных павильонов – вагон "Энергосбережение, энергоэффективность и экологическая безопасность" компании "Филлипс".

"Выставочная площадь этого вагона разделена на несколько зон с разными направлениями работы. Это система автоведения и регистрации параметров тягового подвижного состава, стационарный путевой рельсосмазыватель с солнечным модулем для подзарядки аккумуляторных батарей, светофор трехзначный со светооптическими системами на светодиодах", – говорится в сообщении пресс-службы ОАО "РЖД".

Например, в зоне, посвященной экологической безопасности, представлены макеты передвижной экологической лаборатории, термического уничтожения (сжигания) деревянных железнодорожных шпал, канализационные очистные сооружения на станции Выборг, разные типы акустических многофункциональных измерителей "Экофизика", а также интерактивный программный комплекс трехмерного моделирования железнодорожной инфраструктуры (Рекорд-Модель РЖД).

В свой первый рейс "Поезд инноваций" отправился 3 августа 2011 года. С тех пор он проехал уже более 60 тысяч километров и посетил более 160 городов и населенных пунктов, в том числе в Республике Беларусь. И только в 2011 году с экспозициями поезда познакомились более 180 тысяч человек самого разного возраста.

В этом году турне знаменитого поезда началось с Владивостока. Он был открыт для посетителей в течение недели Саммита АТЭС. За это время выставку посетили около 10 тысяч человек. Затем "Поезд инноваций" отправился в Читу, Улан-Удэ, Сочи и Москву. После продолжительной стоянки в столице он продолжил свой путь по Южно-Уральской железной дороге. Так, с 1 ноября 2012 года уникальный передвижной выставочный комплекс посетили уже более 3 тысяч жителей Москвы, Златоуста, Миасса, Орска, Магнитогорска, Троицка и Челябинска. Побывал поезд и в Казахстане, после чего отправился в Сибирь – в Омск, Кормиловку, Новосибирск, а 20 ноября прибыл в Томск.

"В Томск "Поезд инноваций" прибыл впервые, и мы очень рады возможности показать жителям города этот уникальный передвижной выставочный комплекс. В первую очередь, экспозиция важна для школьников и студентов, которых в Томске великое множество. Ребята сейчас определяются с будущей профессией, и, я надеюсь, такое "наглядное пособие" поможет им сделать выбор в пользу технической специальности", – сказал Шаляпин.

В Томске уникальный поезд пробудет всего 2 дня, затем состав двинется в Кемерово, Мариинск, Боготол, Ачинск, Красноярск и Канск. 2 декабря передвижной выставочный комплекс прибудет в Нижнеудинск, после чего отправится в Ангарск, Иркутск, Черемхово, Юрты и Усть-Илимск. На этом его путешествие по Сибири закончится. 13 декабря поезд встретят уже в Тобольске, а завершится "образовательное турне" 30 декабря в Ижевске.

Обозреватель Наталья Пономарева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".