Сибирь / Точка зрения 18 мая 2012 г. 13:18

Маленькие исследователи Байкала

Interfax-Russia.ru – Специальные швейцарские летательные аппараты помогут исследователям Байкала.

Сверхлегкие летательные аппараты, оснащенные новейшим исследовательским оборудованием, доставят из Швейцарии в Россию в 2013 году. С помощью этих самолетов ученые подробно исследуют биологию и тектонику озера Байкал, сообщил директор Института географии имени В.Б. Сочавы Сибирского отделения РАН Виктор Плюснин.

Идея исследования Байкала с помощью сверхлегких летательных аппаратов принадлежит ученым Политехнической школы швейцарского города Лозанна, которые в 2008-2010 годах участвовали в международной научно-исследовательской экспедиции "Миры на Байкале". Тогда с помощью двух глубоководных аппаратов "Мир-1" и "Мир-2" специалисты изучали состояние экосистемы озера, его животный и растительный миры, а также тектонические процессы на дне Байкала. Швейцарцы предложили провести дополнительные исследования Байкала, используя сверхлегкие летательные аппараты серии "BioniX 15", которые ранее применяли для изучения Женевского озера. Эту идею поддержал организатор подводной экспедиции - Фонд содействия сохранению озера Байкал, руководители которого заявили, что профинансируют данный проект.

Женевское озеро гораздо меньше Байкала. Например, его глубина всего 300 метров. Поэтому для исследования жемчужины Сибири "биониксы" переоборудуют.

"В этом году на них установят новое усовершенствованное оборудование, специально рассчитанное для работы в условиях Байкала. К лету следующего года они будут доставлены в Улан-Удэ. Скорее всего, этот город станет базой экспедиции, поскольку там находится главный офис Фонда содействия сохранению озера Байкал", - рассказал агентству "Интерфакс-Сибирь" Виктор Плюснин.

По его словам, сверхлегкие летательные аппараты помогут провести на Байкале большое число исследований. Ученые облетят озеро на небольшой высоте, а специальные приборы проведут замеры, что позволит подробно изучить рельеф дна, прочертить границу суши и воды, а также оценить запасы биоресурсов озера, например, запасы омуля.

"Из космоса мы получаем только изображение поверхности озера, и не очень высокого разрешения. А с помощью такого самолета можно получить точность до 1 метра и исследовать глубинные процессы - биоту, микробиоту, рельеф, тектоническую активность, выходы термальных и минеральных вод, нефти и газа", - пояснил Плюснин.

Кроме того, географы связывают большие надежды с исследованием береговой зоны Байкала.

"Мы сможем отследить процесс преобразования берега. Как он отступает, с какой скоростью, какие эрозийные факторы при этом возникают. Мы также сможет обследовать лавины, сели и другие факторы, влияющие на формирование рельефа", - добавил ученый.

Такие исследования помогут спрогнозировать интенсивность и характер береговых процессов, предупредить природные опасности, угрожающие домам, железнодорожным путям и автомобильным дорогам в районе Байкала.

Впрочем, авиатехнику уже не в первый раз будет использовать для изучения самого глубокого озера в мире. В 70-х годах прошлого века Байкал облетел Ан-2, а в 80-х - Ту-134 и Ан-26. В те годы на самолетах была установлена достаточно примитивная фотоаппаратура, позднее к ней добавились тепловизоры. Тогда появилась возможность проводить съемки не только в видимом, но и тепловом диапазоне. Позднее такие исследования вытеснил космический мониторинг. Но как признаются ученые, спутники способны делать только мелкомасштабные снимки озера, которые больше подходят для обобщающих работ. Для более детального изучения необходимы максимально точные изображения.

Предполагается, что в проекте примут участие Институт географии имени В.Б. Сочавы Сибирского отделения РАН (Иркутск), Лимнологический институт Сибирского отделения РАН (Иркутск) и Байкальский институт природопользования (Улан-Удэ).

"Мы совместно разработаем программу исследований, в которой пропишем все важные научные моменты, которые нас интересуют. А непосредственно обслуживать и пилотировать летательные аппараты будут специалисты из Швейцарии", - рассказал директор Института географии имени В.Б. Сочавы Сибирского отделения РАН Виктор Плюснин.

Научная программа во многом будет зависеть от новых возможностей летательных аппаратов. В настоящее время "BioniX 15" весит 56 кг, его максимальная нагрузка на крыло – 31,3 кг на кв. метр, размах крыльев – 9,85 метров, площадь отсека – 15,1 кв. метров. Коэффициент разрушающей перегрузки самолета варьируется от 3 до 6 кг. Максимальный взлетный вес аппарата - 472,5 кг. Минимальная скорость, с которой может лететь "BioniX 15", - 65 км/час.

Женевское озеро исследовали шесть сверхлегких летательных аппаратов, а на Байкал доставят три или четыре.

Сколько швейцарские самолеты пробудут в Сибири, пока точно не известно. "Работа начнется летом 2013 года, и пока мы рассчитываем только на один сезон. Но "Миры" тоже изначально привозили на год, а в результате экспедиция проработала три", - сказал собеседник агентства "Интерфакс-Сибирь".

Исследователи заинтересовались Байкалом еще в конце XVII века. Так, в 1795 году геодезисты провели первую инструментальную съемку озера. После этого Байкал посетило множество экспедиций. Ученые делали метеорологические наблюдения, следили за уровнем воды, изменением береговой линии.

Исследование глубин озера с помощью погружаемых обитаемых аппаратов началось в 1977 году. Первым аппаратом этого типа стал изготовленный канадскими специалистами "Пайсис". В Листвиничном заливе аппарат погружался на глубину 1410 метров. А в 1991 году "Пайсис" с восточной стороны острова Ольхон погрузился на глубину 1637 метров.

1990-е годы ознаменовались совместным российско-американо-японским проектом изучения донных отложений Байкала. В рамках этого проекта ученые занимались глубоководным бурением дна озера.

В 1998 году на Байкале построили глубоководный нейтринный телескоп NT-200. С помощью этого телескопа ученые изучали нейтронно-высокие энергии.

В 2008-2010 годах проводились самые крупные комплексные исследования озера в его истории. В ходе научно-исследовательской экспедиции "Миры на Байкале" было совершено около 180 погружений, благодаря чему ученые получили ценнейший материал для исследования.

Байкал - одно из величайших озер планеты. Оно самое глубокое (1 тыс. 637 метров), самое древнее (возраст - около 25 млн лет) на планете. Кроме того, в Байкале самая разнообразная флора и фауна среди всех пресных водоемов мира. В Байкале уникальная по объему (23,6 тыс. куб. км) и качеству пресная вода.

Впадина озера является центральным звеном Байкальской рифтовой зоны, одной из крупнейших на Земле древней системы разломов. Байкал и его бассейн представляют собой своеобразную и очень хрупкую экосистему, которая обеспечивает естественный процесс формирования чистейших вод. В 1996 году Байкал включили в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

В настоящее время в Байкале содержится более 20% мировых запасов пресной воды и значительное количество углеводородов (газовых гидратов). В связи с этим комплексное изучение озера становится особое важным из-за острого дефицита пресной воды и топлива, с которым, по прогнозам экспертов, мир может столкнуться в ближайшие десятилетия.

В последние годы в бассейне озера Байкал резко возросла добыча полезных ископаемых, активно развиваются энергетическая, транспортная инфраструктуры и туристско-рекреационные зоны. По мнению ученых, столь резкое увеличение техногенных нагрузок на экосистему Байкала требует проведения немедленного мониторинга состояния озера с помощью самых современных научных разработок, технических средств и технологий.

Обозреватель Наталья Пономарева