Interfax-Russia.ru – В Красноярске решили разрубить гордиев узел дорожных пробок - здесь появились мотоциклетные такси.
По данным Фонда общественного мнения (ФОМ), пробки на дорогах в мегаполисах из досадной помехи давно переросли в настоящую проблему. Проведенный опрос показал, что среди опрошенных жителей больших городов только 4% заявили, что там, где они живут, дорожных пробок нет. Большинство из них – 61% – утверждают, что пробок в их городе много (22% – что мало). Среди опрошенных жителей мегаполисов об отсутствии пробок не говорил никто, и практически все (96%) утверждали, что их много.
В целом по России, согласно данным опроса, проблема пробок актуальна примерно для половины населения: об их наличии заявило 49% респондентов. При этом большинство респондентов сходится в том, что за последние 2-3 года там, где они живут, пробок стало больше (41%). Каждый пятый из тех, кому приходится сталкиваться с пробками, утверждает, что попадает в них – как водитель или пассажир – каждый день. Не реже нескольких раз в неделю стоят в пробках около четверти представителей этой группы. Еще четверть опрошенных попадают в пробки по несколько раз в месяц. Однако, по наблюдению ФОМ, эти усредненные показатели сильно меняются в зависимости от величины поселения. В малых городах не реже раза в неделю в дорожную пробку попадают только 9% опрошенных, а в больших городах – 39%, а в мегаполисах – 68%.
Дорожная пробка стала столь привычным атрибутом городской жизни, что электронная энциклопедия Википедия посвящает ей далеко не одну страницу. Перечислив основные причины дорожных заторов и их негативные последствия: потеря времени, опоздания, в том числе и экстренных служб, больший расход топлива, дополнительный износ автомобилей, стресс водителей и пассажиров, ухудшение экологии энциклопедия приводит достаточно любопытное наблюдение ученых. Они сравнивают автопробки с поведением потока жидкости в трубе. Их исследования показали, что при свободном движении по дороге плотного потока автомобилей пробки могут возникать внезапно, по принципу так называемого "эффекта бабочки", например, при неумелом маневре одного-единственного участника движения. Ученые сравнивают этот феномен с замерзанием переохлажденной жидкости.
Но даже из проблемы можно сделать деньги, если подойти с умом. Так, уже всем хорошо известны навигаторы, предлагающие пути объезда пробок. В Сибири, где есть не один город, насчитывающий более 1 млн человек, пошли дальше. Так, в Красноярске появились фирмы-такси, предлагающие клиентам доставку не на автомобиле, а на мотоцикле.
Стоит отметить, что в свое время Красноярск зарождался как небольшой купеческий городок, и его центральные улицы планировались в расчете не более чем на 30 тыс. человек. Сейчас, когда в городе более 1 млн жителей, а автокредитование (во всяком случае, до наступления кризиса) превратило машины из предметов роскоши в средство передвижения, проблема пробок знакома красноярцам не понаслышке. По словам местных жителей, в них можно стоять часами.
Таксомоторная фирма, инициировавшая мотодоставку, обещает подать транспорт не позднее, чем через 15 минут после заказа, а также более быструю езду до конечного пункта. В парке фирмы насчитывается 20 мотоциклов марок Yamaxa, Honda, Suzuki и даже Harley-Davidson. Каждый из них стоит не менее 200 тыс. рублей. И руководство компании ручается, что управляют ими профессиональные гонщики.
"На работу мы принимали только опытных водителей с открытой категорией "А" и со стажем работы более 8 лет", - рассказала в одном из интервью директор по связям с общественностью такси "СВ" Ольга Малышева. Кстати, поездка на мототакси обойдется примерно в четыре раза дороже, чем на автомобиле. Сам вызов стоит 50 рублей, плюс проезд одного километра - 25 рублей. Но, несмотря на это, услуга пользуется устойчивым спросом. В таксофирме поясняют, что в основном желание сэкономить время таким непривычным образом проявляют молодые люди в возрасте до 40 лет.
Однако стоит подчеркнуть, что далеко не всем красноярцам такой способ передвижения по городу представляется актуальным. "Ни я, ни мои знакомые не пользовались услугами мототакси, - сказал Interfax-Russia.ru руководитель красноярского филиала компании "Брокер-Кредит-Сервис" Алексей Чепкасов, - считаю, что это не решение проблемы для красноярских дорог. Пробки у нас настолько плотные, что по ним зачастую не проехать даже на мотоцикле". Наш собеседник обращает внимание и на другие минусы мототакси: "Летом будет пыльно, грязно и жарко, а зимой холодно. Не представляю, честно говоря, как бы я поехал на деловую встречу на мотоцикле". При этом Чепкасов признается, что сам стоит в автопробках в среднем до двух часов в день.
И хотя на вкус и цвет товарищей, действительно, нет, идея красноярцев представляется достаточно актуальной. Конечно, ей будут противодействовать и сибирский климат, и российский менталитет. Но пока дороги наших в большинстве своем купеческих провинциальных городов не будут осовременены, многие согласятся на компромисс ради быстрой езды.
Обозреватель Любовь Третьякова