Сибирь / Точка зрения 15 декабря 2011 г. 16:54

Пожар у Караула

Interfax-Russia.ru – На борту атомного ледокола "Вайгач", проводившего по Енисею сухогруз, разгорелся пожар. Атомные реакторы судна, к счастью, не пострадали.

ЧП случилось в ночь на 15 декабря, когда атомоход находился на территории Таймырского района Красноярского края, недалеко от села Караул. В МЧС сигнал о пожаре поступил в 2:19 мск. К приезду пожарных огонь успел охватить три каюты.

"Пожар потушен в 3:58 мск. По предварительным данным, площадь возгорания составила 200 кв. метров", - сообщил "Интерфаксу" источник в экстренных службах Красноярского края.

"Пламя удалось остановить внутри жилой зоны судна, поэтому оно не дошло до реакторов", - подчеркнул он.

По мнению спасателей, экипаж ледокола во время пожара повел себя грамотно – в первые минуты он собственными силами боролся с огнем, следуя инструкциям, а потом помогал пожарным. Тем не менее, без человеческих жертв происшествие не обошлось. В огне погибли два человека, еще один пострадал. Все они были членами экипажа ледокола.

"Спасатели обследовали судно, а также установили численность экипажа. Пропавших без вести среди них нет. Поэтому, скорее всего, никто больше во время пожара не пострадал", - уточнил источник в экстренных службах Красноярского края.

Источник в правоохранительных органах рассказал агентству "Интерфакс-Сибирь", что погибшие уже опознаны. Это 32-летний машинист Павел Бажуков и 55-летний старший мастер ледокола Валентин Морозов.

Их товарищ, пострадавший во время пожара, Алексей Шевченко, сейчас находится под наблюдением медиков. С термическими ожогами рук и ног, а также дыхательных путей, его вертолетом доставили в Таймырскую центральную больницу.

Самое главное, что от огня не пострадали атомные реакторы судна. Радиационный фон в том районе, где сейчас находится ледокол, в норме.

"Радиационных последствий нет, поскольку возгорание произошло в бытовых помещениях ледокола. Никаких угроз реакторной установке нет", - заявили "Интерфаксу" в Росатоме. Кроме того, эту информацию подтвердили и в Ростехнадзоре, и в Роспотребнадзоре.

"Все в норме. Утром я разговаривал с Красноярским краем, поводов для беспокойства с нашей стороны нет", - заявил, в частности, в беседе с агентством главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко.

Между тем, по факту пожара на атомоходе уже возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности двум и более лицам). "Следователи приступили к допросам членов экипажа, свидетелей. Устанавливаются причины возгорания. Назначены необходимые судебно-криминалистические экспертизы, в том числе судебно-медицинские и пожарно-техническая", - сообщил "Интерфаксу" официальный представитель СК РФ Владимир Маркин.

По его словам, на месте происшествия работает следственно-оперативная группа, в которую вошли следователи и криминалисты управления СК РФ по Красноярскому краю и Западно-Сибирского следственного управления на транспорте.

Следователи уже выяснили, что "Вайгач" проводил через льды сухогруз "Капитан Данилкин" - ему предстояло сопроводить его по Енисею от порта города Дудинка до Карских ворот. Принадлежит "Вайгач" ФГУП "Атомфлот" Госкорпорации "Росатом".

Чтобы получить еще какую-либо информацию, сотрудникам правоохранительных органов нужно, как минимум, полностью осмотреть судно. Этим они займутся в Дудинке, куда в ближайшее время должен прибыть "Вайгач".

"Принято решение, что ледокол своим ходом дойдет до Дудинки, вероятно, вместе с ним отправится и сухогруз "Капитан Данилкин". В настоящее время на ледоколе нет освещения на уровнях со второго по пятый, на третьем, четвертом и пятом уровнях образовались завалы", - сообщил агентству "Интерфакс-Сибирь" заместитель Дудинского транспортного прокурора Константин Ганин.

Освещение, по его словам, отключили во время тушения пожара.

Главный вопрос, на который предстоит ответить следствию, - почему на борту судна возник пожар. По одной из версий, его причиной могло быть короткое замыкание из-за перегрузки сети.

"Следственная группа, работающая на месте происшествия, установила, что пожар, начавшийся в каюте второго механика, перекинулся на третий уровень, где загорелись две каюты, на 4 и 5 уровнях произошло три хлопка, в результате которых были выбиты двери и переборки", - рассказал Константин Ганин.

Он отметил, в каюте второго механика был включен телевизор, компьютер, холодильник, а также поставлен на подзарядку мобильный телефон. Теоретически, вся эта аппаратура могла перегрузить сеть.

В пользу данной версии говорят также показания членов экипажа ледокола: они утверждают, что в каюте, где жил второй механик, не было предметов, которые могли бы самопроизвольно загореться.

Еще раньше источник в экстренных службах Красноярского края заявил "Интерфаксу", что причиной ЧП могло стать нарушение матросами техники безопасности. "Скорее всего, причиной стал человеческий фактор, что-то (из техники безопасности - ИФ) матросы нарушили, по всей видимости. Так обычно бывает, когда очаг находится в каюте", - предположил он.

В свою очередь официальный представитель СК РФ Владимир Маркин отметил, что следствие считает замыкание электропроводки наиболее вероятной причиной пожара на атомном ледоколе "Вайгач".

"Первоначальные следственные действия, проведенные на месте происшествия, позволили следователям определить приоритетную версию причины пожара. По предварительным данным, возгорание могло произойти из-за короткого замыкания в каюте одного из моряков, который оставил много электроприборов включенными в розетку, а сам покинул каюту", - сказал В.Маркин в четверг "Интерфаксу".

Что касается дальнейшей судьбы ледокола "Вайгач", то она еще неизвестна. Решение о дальнейшей эксплуатации судна примут специалисты Госморречнадзора. "Эксплуатация судна будет возможна, если они не выявят грубых нарушений правил безопасности, которые привели к пожару", - пояснил агентству "Интерфакс-Сибирь" заместитель Дудинского транспортного прокурора Константин Ганин.

Если будет разрешена дальнейшая эксплуатация судна, отметил зампрокурора, то атомоход отправится в Мурманск для сопровождения груза.

Между тем, замглавы ФГУП "Атомфлот" Андрей Смирнов сообщил "Интерфаксу", что атомный ледокол "Вайгач" после проведения расследования в порту Дудинка продолжит проводку сухогруза "Капитан Данилкин" и может остаться работать на проводке до начала 2012 года.

"Естественно, ("Вайгач" - ИФ) будет продолжать проводку судна ("Капитан Данилкин" - ИФ). Выведет это судно и, возможно, останется работать на проводке", - сказал он.

По словам Смирнова, при необходимости судно модно заменить на однотипный ледокол "Таймыр", который также работает на Енисее. В настоящее время "Таймыр" находится в ремонте, который планируют завершить к началу следующего года.

Атомный ледокол "Вайгач" был введен в строй в 1990 году. Строился атомоход по заказу Советского союза на финской судоверфи, при этом оборудование на него установили советское. Он предназначен для проводки судов в устья сибирских рек, отсюда и его главная особенность – уменьшенная осадка.

Мощность "Вайгача" - 50 тысяч лошадиных сил, что позволяет ему следовать через лед толщиной в 1,77 метров со скоростью 2 узла. Ледокол может действовать при температурах до минус 50 градусов по Цельсию. У "Вайгача" есть только один аналог – атомный ледокол "Таймыр".

Обозреватель Вера Широкова