Interfax-Russia.ru – Публичный антирейтинг организаций и людей, нарушающих права человека, формируется в Томской области. Это инициатива уже получила название "институт репутации".
Жители Томской области вскоре будут знать всех своих антигероев в лицо. В регионе формируется "черный список" людей и организаций, которые массово нарушают права человека. Антирейтинг будет находиться в открытом доступе и регулярно пополняться.
Инициатива по созданию своеобразной "доски позора" принадлежит уполномоченному по правам человека в регионе Нелли Кречетовой.
"Одна из задач и обязанностей омбудсмена – информировать общественность о положении дел в сфере соблюдения прав человека. Я, как омбудсмен, выбрала следующую форму работы – это публичное обнародование имен людей, нарушающих права человека, или названий организаций, допускающих такие нарушения", - рассказала Interfax-Russia.ru Нелли Кречетова.
Причем речь идет не об оценке профессиональных качеств того или иного должностного лица, а именно о фактах ущемления гражданских прав – например, права на получение бесплатной медицинской помощи или права на получение жилья. И, разумеется, предполагается, что факты эти будут значимыми и весомыми - невоспитанный молодой человек, не уступивший старику место в автобусе, в "черный список" с формулировкой "за нарушение права на достойную старость" попадет вряд ли, несмотря на то, что поступать так, конечно же, нельзя.
"Это называется "институтом репутации". Рассказывая о том или ином человеке, о его недостойном, незаконном поведении, мы будем формировать соответствующее общественное мнение. Если у человека плохая репутация, кто обратится к нему за услугами, кто будет ему доверять? Никто! Это в некотором роде механизм внесудебной защиты людей", – отмечает собеседница Interfax-Russia.ru.
При этом, по мнению уполномоченного, рейтинг антигероев может оказывать влияние не только на общественность, которая, зная, что тот или иной человек имеет плохую репутацию, будет остерегаться его, но и на самих потенциальных участников этого рейтинга.
"Людей всегда заботила собственная репутация. Особенно это важно для бизнесменов, которые, заработав плохую репутацию, с легкостью могут потерять важных партнеров и клиентов, важно политикам, которых назначают на должности путем голосования. Если институт репутации будет хорошо развит у нас в регионе, и в целом в стране, они просто не осмелятся нарушать чьи-либо права - из страха, что эти факты будут преданы огласке", - пояснила Нелли Кречетова.
Нельзя не упомянуть и о том, как, собственно, формируется антирейтинг. Предлагать кандидатуры для него могут депутаты областного парламента и муниципалитетов, члены Общественной палаты, политические партии и общественные организации – им омбудсмен уже разослала письма с предложением о сотрудничестве. В будущем возможно при аппарате уполномоченного появится экспертный совет, который будет рассматривать и утверждать кандидатуры антигероев. Пока же этим лично занимается томский омбудсмен, анализируя обращения жителей области, поступающие в органы власти и правозащитные организации, и проводя мониторинг общественных настроений. Постоянно пополняемый "черный список" предполагается разместить в открытом доступе - на официальном сайте томского уполномоченного. Интернет-портал, правда, пока в разработке, но должен заработать уже в ближайшее время.
По инициативе Нелли Кречетовой в списке появился первый и пока единственный антигерой. Это директор местной строительной компании ООО "СУ-13" и по совместительству депутат думы Томска Владимир Замощин. Вот уже второй год на него жалуются во всевозможные инстанции дольщики и сотрудники "СУ-13". Первые требуют достроить жилые дома, в возведение которых они вложили средства, вторые – выплатить долги по зарплате.
"Обязательным инструментом в формировании института репутации являются средства массовой информации: свою работу мы широко освещаем в местной прессе. Народ, как, говорится, должен знать своих "героев" в лицо, поэтому у проекта есть несколько постоянных информационных партнеров. Эти СМИ будут рассказывать о том, чьими именами пополняется наш список, чем эти люди "прославились", и чего в принципе от них следует ждать", - поясняет уполномоченный по правам человека в Томской области.
Так, о "достижениях" упомянутого ранее Владимира Замощина она рассказала на страницах газеты "Томские новости".
"Деятельность "СУ-13" и Владимира Замощина как его руководителя привела к массовому нарушению конституционных прав граждан: права на вознаграждение за труд (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ) и права на жилище (ч. 1 ст. 40 Конституции РФ)", - заявила, в частности, омбудсмен.
Она опубликовала и собственное досье на главу строительной компании, в котором были указаны суммы задолженностей Замощина перед кредиторами предприятия, работниками "СУ-13", Пенсионным фондом и налоговой службой – это сотни миллионов рублей. Не оставила без внимания Нелли Кречетова и другие детали биографии антигероя.
"Поражают задекларированные для участия в выборах в думу Томска сведения об имуществе, ценных бумагах, вкладах в банках Владимира Замощина. У него нет ни квартиры (в том числе и в общей совместной собственности с супругой), никакого транспортного средства, ни одной акции предприятия, никакой недвижимости ни в России, ни за рубежом. Денежные средства, находящиеся в банках, минимальны: в Сбербанке – 10 тыс. рублей, в Газпромбанке – 72 рубля (!), в Томскпромстройбанке – 46 рублей (!)", - отметила она.
По данным уполномоченного, "СУ-13" не сдала в эксплуатацию 10 домов. На месте одного из них – жилой многоэтажки, куда люди должны были въехать еще во втором квартале 2007 года - до сих пор не расселен старый деревянный дом.
Реакция главного героя публикации не заставила себя ждать. Сразу после выхода материала он подал иск к Нелли Кречетовой: Владимир Замощин просил суд защитить его честь, достоинство и деловую репутацию. В частности, он претендовал на 200 тыс. рублей в качестве компенсации морального вреда и на публикацию опровержения в газете якобы порочащих его сведений. Тяжба продлилась несколько месяцев, и в итоге суд принял решение в пользу уполномоченного по правам человека: Замощину отказали в удовлетворении иска в полном объеме.
"Это была ожидаемая реакция. Очевидно, что институт сработал. И к дальнейшим судебным искам мы готовы. Институт репутации – институт проблемный, и в какой-то мере рискованный. Но он, безусловно, действенный, поэтому, несмотря ни на что, мы будем продолжать работу в этом направлении", - заявила Interfax-Russia.ru Нелли Кречетова.
Обозреватель Вера Широкова